Мир ларькам, война гипермаркетам

Госдума приняла во втором чтении закон "О торговле". В ходе длительных баталий победила его "правительственная" версия. Вполне возможно, что итогом станет откат системы розничной торговли к "базарной" схеме середины 90-х




Государственная дума сегодня приняла во втором чтении проект закона "О торговле". Законопроект устанавливает правила и методы регулирования торговли, устанавливает требования к торговым организациям и регламентирует сферу антимонопольного регулирования и государственного контроля торговой деятельности.

Накануне законопроект был поддержан премьер-министром Владимиром Путиным. Глава правительства заявил, что документ необходимо принять в его ныне действующем варианте, ограничивающем долю торговых сетей в регионах и муниципальных образованиях уровнем в 25% от местного розничного рынка.

Первый вариант данного законопроекта, напомним, появился около двух лет назад. Главным препятствием к его принятию тогда стали принципиальные разногласия между Минпромторгом и ФАС по вопросу доминирования торговых сетей на региональных рынках. По мнению антимонопольщиков, порог присутствия сетей в регионах должен был ограничиваться 15% рынка. Минпромторг предлагал куда более высокую цифру - 35%. Впоследствии порог доминирования был снижен до 25%.

Помимо этого, ФАС настаивала на таком критерии доминирования на рынке отдельного взятого города как товарообороте, превышающем 1 млрд руб. в год. Тогда государственным ведомствам так и не удалось прийти к единому мнению, в результате чего законопроект был отправлен на доработку. Позже, на все той же почве законопроекта "О торговле", столкнулись интересы уже совсем других структур: правительства России и Государственно-правового управления президента.

По мнению экспертов, противостояние вокруг текста закона объясняется конфликтом интересов между представителями ритейла и товаропроизводителями. ГПУ президента РФ выступало против запрета на бонусы ритейлерам, предоставляемые поставщиками товаров. Главной же претензией оставался 25%-й порог доминирования торговых сетей на рынке регионов и муниципальных образований.

Однако закрепить подобные предложения в тексте закона представителям администрации президента не удалось. Помимо этого, согласно одобренной версии документа, власти оставляют за собой право вводить предельный уровень цен на продукты питания и социально значимые товары. Финальная версия законопроекта также подразумевает изменение сроков вступления в действие ряда его положений.

Представители президентской администрации приложили максимум усилий для сохранения необходимых, на их взгляд, моментов. Так, 8 декабря помощник президента Аркадий Дворкович потребовал отложить второе чтение законопроекта ввиду необходимости его доработки правительством, администрацией президента и депутатами. В противном случае, по мнению помощника, произойдет перераспределение прибыли в сфере торговли от торговых сетей к производителям товаров.

Первый вице-премьер Виктор Зубков в ответ поспешил заявить, что не допустит изменения законопроекта. По его словам, принятый законопроект должен максимально учитывать интересы сельхозпроизводителей.

Итоговая версия закона вызывает не меньшее число вопросов. В недоумение вводит возможность влияния государства на процесс рыночного ценообразования. Единственным итогом этого может стать появление дефицита, рост коррупции и активное формирование черного рынка, что неизбежно отразится на поступлении налогов.

Не менее спорным выглядит предложение о пороге доминирования сетей. В большинстве населенных пунктов таких сетей не более одной-двух или они отсутствуют вообще. В такой ситуации искусственные ограничения будут лишь препятствовать развитию региональных розничных рынков, отбрасывая их к "базарной" схеме середины 90-х.

Выбор читателей