Умер один из участников "Новой волны"

Режиссер Эрик Ромер, преобразивший вместе с коллегами облик французского кино второй половины XX века, скончался в Париже в возрасте 89 лет. Последняя лента Ромера вышла на экраны три года назад. После этого режиссер заявил, что уходит на пенсию


Фото с сайта gijonfilmfestival.com



В Париже в возрасте 89 лет скончался французский режиссер Эрик Ромер, представитель "Новой волны" ( Nouvelle vague) – одного из важнейших течений в послевоенном кино XX века. По информации BBC, о смерти Ромера сообщили представители его продюсерской компании. Причина смерти не называется; по словам родственников Ромера, несколько дней назад он был госпитализирован.

Эрик Ромер (настоящее имя – Морис Шерер) родился в 1920 г. в городе Тюль, в центральной Франции. После окончания школы Ромер поступил в университет, где изучал литературу и германские языки. В 1946 г. опубликовал роман "Элизабет", однако вскоре заинтересовался кино, с которым связал всю оставшуюся жизнь. В 1950 г. Ромер снял свою первую короткометражку "Дневник негодяя", а спустя семь лет стал главным редактором журнала Cahiers du Cinema, на десятилетия определившего облик и стилистику французского и мирового кинематографа. Этот пост Ромер занимал до 1963 года.

В качестве критиков с журналом сотрудничали Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар, Клод Шаброль и Жак Риветт, каждый из которых впоследствии сменил перо на камеру. Вместе с другими режиссерами (Луи Маллем, Жан-Пьером Мельвилем, Аньесом Вардой и Аленом Рене) они сформировали "Новую волну" – движение, участники которого предложили зрителю новые методы съемки и построения киноповествования.

Эрик Ромер является одним из наименее известных участников "Новой волны". Первый его полнометражный фильм – "Знак льва" – был снят в 1959 году. Фильмография Ромера разделяется на несколько циклов. Четвертый фильм цикла "Моралистские рассказы" – выпущенная в 1969 г. картина "Моя ночь у Мод" – принесла режиссеру известность за пределами Франции. В 1981 г. Ромер начал снимать второй цикл, именуемый "Комедии пословиц". В третий входят четыре фильма, посвященные временам года. Еще около десяти лент Ромера в цикл не объединены.

Благодаря образованию режиссера, кино Ромера оказалось очень литературным. Это, а также стиль киноповествования с изобилием диалогов и недостатком действия, обеспечило режиссеру признание критиков и равнодушие широкой публики – относительно дешевые постановки Ромера никогда не собирали много денег в кинотеатрах. Крупных наград на кинофестивалях им также не доставалось. Самым значительным достижением Ромера в этом смысле стал "Золотой лев" за достижения в кинематографе, полученный на фестивале в Венеции в 2001 году. Шесть лет спустя на экраны вышла последняя лента француза – "Любовные приключения Астреи и Селадона", после которой режиссер заявил, что подумывает об уходе на пенсию.

Как пишет в своей эпитафии умершему ведущий американский кинокритик Роджер Эберт, Ромер был одним из самых человеколюбивых режиссеров французского кино. Персонажи его фильмов часто были вынуждены делать первый серьезный моральный выбор, навсегда преображающий их жизнь. Независимо от их решений, к героям своих лент Ромер относился с неизменной симпатией и пониманием.

Читайте также

Выбор читателей