Кризис заставил россиян поверить в себя

Большинство сограждан, несмотря на пережитый кризис, считают 2009 год вполне удачным для себя. Причина этого не в особом моральном духе наших современников, а совсем в другом




Вопреки ожиданиям многочисленных экспертов, кризисный 2009 г. для большинства россиян отнюдь не стал синонимом кромешного ада. По крайней мере, об этом свидетельствуют результаты опроса проведенного ВЦИОМ 9 - 10 января 2010 года.

Так, по данным исследования, для большинства опрошенных россиян (58%) 2009-й сложился вполне удачно. Меньше всего претензий к кризисному году имеют представители молодого поколения в возрасте 18 - 24 лет (таких 74%). Согласно соответствующим выборкам, вполне довольны прошедшим годом обеспеченные россияне (71%), жители Урала (70%), а также обитатели крупных городов (65%).

Неудачным выдался год для почти трети наших соотечественников. В различных категориях менее всего повезло людям среднего возраста, 35 - 59 лет (33% - 35%), гражданам с невысоким достатком (49%), а также жителям поволжского региона (36%).

Что касается года предыдущего кризиса - 1998 г., - то его в качестве неудачного оценили около 49% россиян. Удачным он оказался лишь для 37% опрошенных. На удивление, кризис, по данным ВЦИОМ, мало повлиял на уверенность людей в своем будущем. Половина респондентов считают, что их уверенность в будущем за год не изменилась. Тех, чья уверенность ослабла, примерно столько же, сколько тех, у кого она, напротив, укрепилась (21% и 22% соответственно). Результаты опроса отличаются от данных 1998 года. Тогда 11% опрошенных сообщили, что уверенности в себе у них не было ни до, ни после кризиса. В 2009 г. доля таких респондентов сократилась до 4%.

Преодоленный кризис повысил самооценку значительного числа россиян. После кризиса 1998 г. мнение о себе улучшилось у 17% опрошенных, ухудшилось - только у 9%. В 2009 г. аналогичное соотношение оказалось несколько лучше: 22% против 6%.

Негативные последствия кризиса выражаются, в основном, в снижении чувства собственной безопасности, защищенности. Это отметили 23% россиян. С ними не согласны 11% респондентов, чье чувство защищенности, напротив, за кризисный год окрепло. Порядка 20% опрошенных в 2009 г. заново убедились, что они нужны другим людям.

Между тем результаты опроса вряд ли говорят о том, что к 2009 г. россияне стали более устойчивы к кризисам, по сравнению с 1998-м. Больший оптимизм наших современников объясняется менее разрушительными последствиями нынешнего кризиса. Главным шоком событий 1998 г. стало падение банковской системы и крах сбережений основной части населения. Довершением всему стала четырехкратная девальвация рубля. Ничего подобного в 2009 г. не было. Именно этим и объясняется относительный оптимизм россиян, оценивающих итоги прошлого года.

Выбор читателей