Москва сознательно замяла тему Patriot

Россия не готова осложнять ход переговоров по СНВ из-за размещения в Польше трех батарей американских ракет. На фоне угроз, связанных с развитием глобальной американской ПРО, база в Моронге является всего лишь досадной частностью


Фото из Wikipedia



В минувшую пятницу, выступая на конференции, посвященной подведению внешнеполитических итогов 20090 г., глава российского МИД Сергей Лавров заявил, что Москва ждет от Варшавы разъяснений по поводу размещения в Польше батареи американских ракет Patriot. Пока это единственная официальная реакция на сообщение о предстоящем базировании средств ПВО и 110 американских военнослужащих неподалеку от российской границы.

Ничего удивительного в спокойной реакции Москвы нет. Во-первых, сам сюжет давно не является новостью. Во-вторых, три пусковые батареи по 32 ракеты "земля – воздух" даже в тактическом плане не так уж много. В-третьих, сами по себе эти Patriot могут представлять опасность для России только в случае начала военного конфликта. Некоторое время назад Лавров уже говорил, что в этом вопросе "нечего комментировать" и что Москву волнуют не ракеты в Польше, а судьба третьего позиционного района американской системы ПРО.

С другой стороны, если американские и израильские СМИ устраивают истерику по поводу возможной продажи Ирану российских ракетных комплексов С-300, то не совсем понятно, почему размещение аналогичных моделей американских ракет в Польше не должно беспокоить Россию. Особенно, если вспомнить, где находятся США, где Израиль, а где Иран. И учесть, что Польша не просто получает от Вашингтона Patriot, но фактически размещает на своей территории американскую военную базу в непосредственной близости от российской границы.

Однако Москва предпочитает не делать резких движений. Демонстративный отказ комментировать ситуацию объясняется, судя по всему, проблемами, возникшими в последнее время в ходе переговоров по СНВ.

База в Польше – далеко не единственный недружественный объект вблизи границ РФ. Аналогичные объекты с 2003 г. имеются на территории прибалтийских государств. Но это мелочь в сравнении с планами США по созданию мобильной ПВО морского базирования, с базами слежения, расположенными на разных континентах, и спутниковыми системами, обеспечивающими оперативных контроль практически над всей территорией земного шара.

Не обладая подобными средствами, Москва противопоставляет глобальной американской ПВО систему наступательных средств, и именно эти принципиальные различия военных доктрин и технологических концепций тормозят переговоры по СНВ. Ведь, помимо согласования технических деталей, речь идет о выработке новой военно-политической парадигмы, и исход борьбы вокруг интерпретаций понятия "глобальной безопасности" может определить весь внешнеполитический расклад на ближайшее будущее. США предлагают обсуждать сокращение исключительно наступательных вооружений, вынеся за скобки все вопросы, касающиеся ПРО. В свою очередь, Россия рассматривает ПРО как часть единой стратегической системы, делая акцент на том, что сторона, у которой есть эффективный "ядерный зонтик", автоматически получает наступательные преимущества.

Именно поэтому Москва настаивает на комплексном подходе, учитывающем баланс не только наступательных, но и оборонительных вооружений. Это очень серьезный и сложный вопрос, вокруг которого и идут баталии на переговорах по СНВ. Судя по жестким заявлениям российского президента, в этих вопросах Россия не пойдет на односторонние уступки. Более того, 16 января Дмитрий Медведев выделил еще один важный момент – синхронная ратификация договора, без гарантии которой "процесс может вообще не состояться". Примечательно, что это было сказано на фоне фактического срыва очередного раунда переговоров по СНВ, который должен был начаться в Женеве 15 января, что является симптом реальных осложнений.

Через неделю в Москву прилетел председатель Комитета начальников штабов Вооруженных сил США Майкл Маллен. В ходе его встречи с главой российского Генштаба Николаем Макаровым была достигнута договоренность о продолжении диалога на уровне экспертов. То есть до политического согласия еще далеко, и отчасти это связано со сложным положением Барака Обамы. Двадцатого января исполнился год с момента его инаугурации, и эта дата была использована для предъявления ему полного списка претензий: от невыполнения обещаний закрыть тюрьму Гуантанамо до провала экономической политики. Рейтинг доверия Обаме упал до 27%. Его попытки решить экономические проблемы настроили против него значительную часть финансовых и бизнес-элит. И уже звучат обвинения в предательстве американских интересов в сфере внешней политики и готовности сдать союзников США, в том числе и в Восточной Европе.

В такой ситуации Обаме не хватало только еще больше разозлить Польшу. Да и все предварительные шаги для передачи ей Patriot – от формального соглашения до определения статуса американских военных – были уже сделаны. А как там дальше пойдут дела – останется ли эта база "бельмом на глазу" или ей найдут место в системе американской ПРО – покажет время. И зависеть это будет от развития отношений Москвы и Вашингтона.

А Москва, напомним, занимается решением гораздо более важных вопросов и не готова осложнять ход и без того непростых переговоров по СНВ из-за размещения в Польше трех батарей американских ракет. Тем более что на фоне угроз, связанных с развитием глобальной американской ПРО, маленькая база в Моронге является всего лишь досадной частностью.

Выбор читателей