Карфаген иллюзий

В пылу кампании по защите прав жителей "Речника" многие москвичи напрочь забыли о собственных правах. Например, о праве свободно гулять по берегу Москвы-реки и водить детей в спортивные комплексы, которые должны были здесь построить


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Вот уже почти месяц страна обсуждает противостояние вокруг "Речника", пытаясь решить: кто виноват и чьи права попраны? Более того, дело постепенно приобретает международный размах: несколько жителей поселка обратились в Европейский суд по правам человека. За общественным резонансом мы потихоньку начали забывать, о чем в действительности идет речь, чьи права действительно нарушены. Вопрос не в том, сносить или не сносить эти конкретные незаконные постройки. Его нужно ставить шире: как долго еще будет действовать в стране принцип "диких" 90-х, грубо, но четко выраженный фразой "бабло побеждает зло".

Сегодня в "Речнике" тихо: не тарахтят бульдозеры, не шумит толпа. По словам главы службы судебных приставов по Москве Фердауиса Юсупова, "самострой" снесен на 19 участках, осталось еще 14. Однако оживление переместилось из Москворецкого парка в высокие юридические сферы. Снос оставшихся строений приостановлен, поскольку их владельцы подали кассационные жалобы и прошения об отсрочке для вывоза имущества. Заодно "речники" подали иск против мэра Москвы Юрия Лужкова: истцы требуют со столичного градоначальника ни много ни мало 100 млрд рублей. Кроме того, обитатели поселка написали письма в адрес Владимира Путина, Дмитрия Медведева и в Страсбургский суд с просьбой защитить их интересы.

Между тем небывалый шум, поднятый вокруг данного конкретного поселка, несколько удивляет. Ведь "Речник" – вовсе не прецедент, как многие сегодня думают. Практика сноса "самостроя" в России так же стара, как и привычка "на авось" строить везде, где можно и где нельзя. "На моей памяти наберется десятка три – четыре подобных случаев в разных регионах: в Тверской, Кировской областях, в Санкт-Петербурге, – отмечает Фердауис Юсупов. – Снос незаконных домов в "Речнике" не единственный. Хотелось бы, чтобы закон торжествовал везде". Есть и более близкие примеры: в прошлом году, например, по решению московских властей был снесен соседний с "Речником" такой же незаконный поселок – "Огородник". Снесли его, как говорится, без шума и пыли и в полном соответствии с законом. Что же случилось на этот раз?

Обратимся к фактам. Сегодняшнему затишью предшествовали жаркие деньки. Например, восемь активистов Славянского союза* забаррикадировались в одном из домов и отгоняли приставов при помощи канистр с бензином. Ранее в "Речнике" были задержаны активисты "Левого фронта" во главе со своим лидером Сергеем Удальцовым. "Поразительная ситуация – за правонарушения к административной ответственности привлечены в "Речнике" 15 человек, но среди них нет ни одного жителя поселка. Почему эти люди там появились? – задается вопросом Фердауис Юсупов в интервью "Российской газете". – Почему утверждают, что якобы приставы начали снос ночью, хотя наши действия начались, как и положено по закону, в 06:15? Решение об их ответственности примет суд. Но явно, что за ними стоит какая-то третья сила, цель которой, возможно, попытаться сделать из "Речника" второе Бутово".

Предположения главного судебного пристава Москвы не лишены логики. Действительно, и тогда, и сейчас ситуация развивалась по схожему сценарию, с постепенным подтягиванием все более "тяжелой артиллерии" в лице Общественной палаты и неизменного критика действий правительства Москвы адвоката Анатолия Кучерены.

Свою версию происходящего изложил в статье, посвященной конфликту, глава департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Леонид Бочин. "Мало для кого секрет, что на территории "Речника" садовые участки и дачные строения делятся на две группы. Одна – "каменно-состоятельная", от трех этажей и выше, с теннисными кортами, причалами для яхт и личными зоопарками. Вторая – гораздо скромнее, которую населяют люди, ранее работавшие на федеральном предприятии ФГУП "Канал имени Москвы". Именно эти старики сейчас защищают тех, кто, не имея на руках никаких разрешительных документов, легко расставался с деньгами, вкладывая в возведение своих дворцовых комплексов от пяти и более миллионов долларов".

"Давление на жалость" к сирым и убогим испокон веку использовалось, чтобы отвлечь внимание от настоящих проблем. И тем, кто раздул конфликт вокруг "Речника", это, похоже, удалось. Ведь везде только и говорят, что о попранных правах ветеранов, которым теперь, якобы, негде жить. И никто не говорит о том, что единственного жилья людей в "Речнике" не лишают. "Я обсуждал эту тему с мэром Москвы, и могу сказать, что позиция столичных властей очень жесткая. Например, есть четкая установка, что, если среди жителей поселка, чьи дома попадают под снос, есть социально незащищенные граждане, ветераны, инвалиды, люди, не обеспеченные другим жильем, то Москва готова их обеспечить", – говорит Александр Хинштейн.

Немало вопросов вызывает и странное, мягко говоря, поведение некоторых борцов за дело "Речника". Не так давно в центре внимания оказался Александр Навроцкий, обвиняемый, по данным СМИ, в продаже частному лицу не принадлежащей ему земли на территории поселка. Главный интерес в этой истории представляет сумма "сделки" – около 57 млн рублей. Согласитесь, порядок цифр плохо вяжется со статусом "поселка простых пенсионеров". В то же время, сам факт постоянного проживания в "Речнике" говорит многое о благосостоянии его обитателей. Стоит отметить одну небольшую, но характерную деталь: еще в прошлом году, после вынесения судебных решений, поселок был отключен от электричества. С этого времени многие оставшиеся в поселке дома питались от переносных дизельных или бензиновых генераторов. Эксплуатация такого источника энергии в ежедневном режиме обходится примерно в 30 – 40 тыс. руб. в месяц. Интересно, сколько пенсионеров и ветеранов в действительности проживало в "Речнике", когда только один генератор "съедает" за месяц от 6 до 8 средних пенсий.

Многие отмечают, что приставы с изуверской расчетливостью сносят дома в лютый мороз. При этом никому не приходит в голову, что время от судебного решения до прихода бульдозеров нужно было для оповещения жителей (все они были предупреждены) и найма подрядчика (ведь приставы не сносят дома руками).

Еще один парадокс "Речника" в том, что в пылу кампании по защите прав его жителей многие москвичи напрочь забыли о собственных правах и правах своих детей. О праве свободно пройтись по берегу Москвы-реки, водить детей в спортивные комплексы, которые должны были быть построены на этом месте, наконец, пить и умываться чистой водой, без примеси стоков с территорий прибрежных поселков.

Ведь это простым москвичам, а не "самостроевцам" следует писать письма президенту и премьеру. Это им, а не хозяевам незаконных дворцов нужно обращаться в суды за защитой попранных прав. В противном случае всем нам пожизненно грозит участь заложников чужих капризов.

* Организация запрещена на территории РФ

Выбор читателей