Восток сражается за российскую нефть

Япония и Китай продолжают давнюю борьбу за энергетические ресурсы Сибири. Есть основания надеяться, что восточное направление российского нефтяного экспорта станет весьма заметным на фоне значительных поставок на Запад


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Япония и Китай продолжают борьбу за энергетические ресурсы Сибири. Японские СМИ победно фиксируют каждый этап реализации экспортного нефтепровода "Восточная Сибирь – Тихий океан" (ВСТО), а китайцы уже проплатили нефть из его "бокового краника" на 20 лет вперед.

Первая партия сибирской нефти – 100 тыс. т – поступит в Японию в конце февраля. Ее путь в Страну восходящего солнца будет неблизкий: протяженность ВСТО составляет 4,5 тыс. км, причем половину его черному золоту приходится преодолевать в цистернах по железной дороге, поскольку трубы от "поворота на Китай" (Сковородино) до порта Козьмино еще нет. Она будет проложена только через несколько лет (если вообще будет проложена).

Всего в феврале через Козьмино должно быть экспортировано 600 тыс. т нефти сорта "ВСТО". В конце января "Роснефть" подвела итоги тендера по их отгрузке шестью партиями в период с 8 февраля по 2 марта 2010 года. Победителями тендера стали Petro Diamond ("дочка" японской Mitsubishi), малазийская Petronas и международные трейдеры Vitol и Crudex.

Китай, как уже отмечалось, обеспечил себе стабильные поставки российской нефти надолго. В феврале 2009 г. Китайский банк развития предоставил "Роснефти" и "Транснефти" кредит в $25 млрд, который частично пошел на финансирование строительства ВСТО. Взамен российская сторона гарантировала поставку в КНР 15 млн т нефти ежегодно в течение 20 лет по фиксированной цене. Насколько выгодно это России – вопрос дискуссионный, однако Китай явно получил то, что хотел. И то, чего Японии еще только предстоит добиваться. В начале февраля на организованной РИА "Новости" пресс-конференции российский торгпред в Китае Сергей Цыплаков отчитался: в 2009 г. "поставки нефти выросли на 31%, Россия поставила в КНР больше 15 миллионов тонн нефти". При том, что мощность первой очереди ВСТО составляет 30 млн тонн, Япония теоретически может рассчитывать на почти равную с Китаем долю сибирской нефти. Однако у нее есть конкуренты в тихоокеанском бассейне: Южная Корея и Тайвань.

Впрочем, есть и другой канал получения российской нефти – с Сахалина. В прошлом году с острова было экспортировано, в общей сложности, 13,4 млн т – почти на четверть больше, чем годом ранее. Кроме того, в рамках проекта "Сахалин-2" на экспорт впервые было поставлено более 5 млн т СПГ. Значительная часть этих энергоносителей была отправлена японским потребителям.

В дальнейшем Япония может существенно обойти Китай в соперничестве за российскую нефть. Когда будет введена в строй вторая очередь ВСТО, пропускная способность нефтепровода возрастет до 80 млн т в год. Следовательно, в порт Козьмино может быть направлено более 60 млн тонн. Тогда Япония за счет поставок из России сможет покрыть более четверти своей потребности в нефти. В настоящее время около 90% нефти поступает туда с Ближнего Востока, и Токио пытается решить вопрос о диверсификации поставщиков.

Проблема, однако, заключается в том, что в Восточной Сибири пока не хватает разведанных запасов нефти, чтобы вывести ВСТО на полную мощность. Потенциал уже готовых к запуску месторождений составляет 40 – 45 млн т в год. В ближайшие годы за счет ввода в разработку более мелких месторождений этот показатель может возрасти еще на 10 млн тонн. В дальнейшем все будет зависеть от темпов геологоразведочных работ: если они будут идти ни шатко ни валко, проектной мощности ВСТО достичь не удастся.

Поэтому к делу стали подключаться сами японцы. Японская национальная корпорация по нефти, газу и металлам (JOGMEC) на днях подписала с Иркутской нефтяной компанией (ИНК), владеющей нефтегазовыми активами на севере Иркутской области, соглашение о совместной разработке двух лицензионных участков в этом регионе. Было создано ЗАО "ИНК-Запад", 51% акций в которой принадлежит российской стороне, 49% – японской. В рамках данного проекта до 2013 г. планируется провести сейсморазведочные работы на площади 2,2 тыс. кв. километров.

Но даже если для ВСТО и не наберутся необходимые 80 млн т, не беда. Некоторый недостаток нефти на восточном направлении всегда можно компенсировать за счет переброски с западного. При этом даже теоретическая угроза подобного перенаправления нефтяных потоков будет стимулировать Европу к ведению диалога с Россией в более дружелюбной манере.

В целом, есть основания надеяться, что восточное направление российского нефтяного экспорта станет весьма заметным на фоне значительных поставок на Запад. Согласно Энергетической стратегии РФ до 2030 г., поставки на восток должны составить четверть от общего объема нефтеэкспорта. Интересно и то, что сорт нефти "ВСТО" эксперты считают весьма конкурентоспособным. Эта умеренно тяжелая, малосернистая и богатая дизельными фракциями нефть будет цениться выше, чем Urals, и составит непосредственную конкуренцию нефти из Омана на японских и китайских НПЗ. Даже "легкая" саудовская нефть ощутит ее появление на рынках АТР. Так что Китай и Япония знают, за что борются.

Выбор читателей