У Ирана отбирают Персидский залив

Персидский залив ускользает от Ирана не только на уровне названия. Обостряется региональное соперничество со странами аравийского берега Залива: арабы перехватили инициативу, развивая свой интеграционный блок




Новостные агентства и официальные лица западных стран все чаще "забывают" историческое название Персидского залива, именуя просто "Залив". Тегеран страшно злится, наблюдая, как Персидский залив перестает быть Персидским на страницах газет и в умах обывателей. Иранские власти проводят "ликбезы" для иностранцев, организуют научные конференции и распространяют по миру древние карты с целью доказать, что залив, отделяющий Персию от Аравии, всегда назывался и впредь должен называться исключительно Персидским.

Тем, кто не согласен с этим постулатом, Иран угрожает... санкциями, вплоть до ареста имущества. Такие меры могут коснуться иностранных авиаперевозчиков, которые не используют на своих навигационных мониторах термин "Персидский залив". Тегеран пригрозил закрыть свое воздушное пространство для авиалайнеров таких компаний. А если нарушение повторится, воздушным судам, оказавшимся на иранской территории, будет запрещен вылет.

Впрочем, Персидский залив ускользает от Ирана не только на уровне названия. Обостряется региональное соперничество со странами аравийского (то есть арабского) берега Залива. Последние перехватили инициативу, развивая свой интеграционный блок. Он называется Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) и включает шесть стран: Саудовскую Аравию, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Бахрейн, Катар и Оман. В декабре прошлого года в Кувейте состоялся саммит ССАГПЗ, давший старт целому ряду интеграционных проектов в регионе: формированию валютного союза, созданию коллективных сил быстрого реагирования, сооружению единой энергетической системы и грандиозному железнодорожному строительству.

Валютный союз уже создается. На нынешнем этапе четыре страны (ОАЭ и Оман пока воздержались от участия в этой инициативе) формируют Монетарный совет ССАГПЗ, который постепенно трансформируется в центробанк, аналогичный ЕЦБ. В обозримом будущем планируется ввести и единую валюту, название которой еще не утвердили. Возможно, это будет "халиджи" (от слова "халидж" – "залив"), хотя это явно не понравится Ирану.

Дан старт осуществлению инфраструктурных проектов, которые будут способствовать дальнейшей интеграции на Аравийском полуострове. К середине 2011 г. планируется объединить энергосистемы стран ССАГПЗ, что даст им возможность "перекачивать" электроэнергию друг другу. Стоимость проекта оценивается в $1,6 миллиарда. А к середине 2012 г. в рамках ССАГПЗ намечено построить скоростную железную дорогу, которая соединит все шесть стран и будет перевозить более семи миллионов пассажиров в год. Этот проект оценивается в $25,6 миллиарда.

Одним словом, Персидский залив интегрируется без участия собственно Персии. При этом страны ССАГПЗ не могут выработать единую позицию в отношении Ирана. Саудовская Аравия оппонирует ему, поскольку обе страны претендуют на лидерство в регионе. ОАЭ обижены на Тегеран за то, что тот в свое время (лет 40 назад) захватил три острова, принадлежавших одному из эмиратов. Катар настроен на диалог с северным соседом, поскольку делит с ним крупнейшее газовое месторождение "Северный купол" (в Иране оно называется "Южный Парс"), благожелательно настроен и Оман. Бахрейн и Кувейт занимают довольно неопределенную позицию, но ссориться с Ираном тоже не хотят. К слову сказать, население всех шести стран ССАГПЗ составляет 36 миллионов человек – вдвое меньше населения Ирана. А их военный потенциал уступает иранскому еще больше.

Страны ССАГПЗ вынуждены занимать очень осторожную позицию по проблеме иранской ядерной программы. Им, конечно, не хочется, чтобы воинственный сосед обзавелся ядерным оружием. Но еще больше они боятся американо-иранского вооруженного конфликта, от которого неизбежно пострадают: на их территории находится немало американских военных баз, которые станут мишенями для иранских ракет, а уж об экспорте нефти придется забыть на неопределенное время.

Поэтому, как заявил министр иностранных дел Кувейта шейх Мухаммед ас-Сабах, подводя итоги декабрьского саммита ССАГПЗ, "арабские страны Персидского залива категорически против любой военной акции против Ирана, которая может быть предпринята в связи с его ядерной программой. Любое обострение обстановки в регионе отразится на ситуации у нас. У нас и так есть проблемы, и других мы не хотим. Мы обращаемся к Ирану с просьбой сотрудничать с МАГАТЭ и выполнить все его требования. Мы приветствуем усилия мирового сообщества по урегулированию иранского ядерного досье мирными средствами".

Именно соображения безопасности подталкивают страны ССАГПЗ "не терять из вида" северный берег Залива. Бахрейн и Саудовская Аравия выступили с инициативой создания системы региональной безопасности, в которую были бы включены Ирак и Иран. ССАГПЗ также предложил странам-членам "ядерного клуба" наладить где-нибудь в безопасном месте производство обогащенного урана для нужд энергетики стран Ближнего Востока, в том числе Ирана. Впрочем, ни одно из этих примирительных предложений не нашло поддержки в Тегеране, который по-прежнему считает себя главным действующим лицом в районе "своего" Залива.

Выбор читателей