"Зубные гены" влияют на весь организм

Тщательный уход за полостью рта – еще не гарантия здоровья зубов на долгие годы. Исследователи выяснили, что повреждение четырех из пяти так называемых "зубных генов" может вызвать рак

Тщательный уход за зубами – еще не гарантия их здоровья на долгие годы. Как выяснила группа ученых из Финляндии и Великобритании, у людей есть специальные гены, отвечающие за рост и формирование зубов еще во младенчестве.

Исследователи анализировали генетический код шести тысяч человек в Финляндии и Великобритании, причем испытуемые находились под наблюдением от рождения до взрослого возраста. В ходе эксперимента были выявлены пять наследственных единиц, которые отвечают за рост зубов во рту ребенка в возрасте около года, и еще один ген, отвечающий за возникновение болезней и раннее выпадение зубов. Более того, повреждение четырех из пяти так называемых зубных генов может вызвать рак. К тому же по словам исследователей, рост зубов с генной точки зрения напрямую зависит от развития других частей тела и органов, например, ушей, пальцев, черепа и сердца.

"Новые открытия в генетике роста человека и его органов помогают нам понимать и развитие заболеваний этих же органов. Мы надеемся, что открытие "зубных генов" сыграет важную роль в профилактике заболеваний полости рта", – отметила Маржо-Ритта Джарвелин из Школы здравоохранения при Королевском колледже Лондона.

В прошлом году проблемой лечения зубов озадачились японские ученые, которые разработали методику их выращивания прямо во рту пациента на месте удаленных коренных. Правда, эксперимент пока поставили на грызунах, однако перспектива операций такого рода для человека не за горами.

Изначально исследование было посвящено поведению зародышевых клеток, из которых в организме мыши формируются зубы. После того как эти клетки были извлечены из зародышей, их разделили на два типа – эпителиальные и мезенхимальные. Из первых образуются железы, поверхность слизистой оболочки. Вторая группа отвечает за наличие соединительной ткани и мышц. После разделения клетки вновь соединили и получили зародышевую зубную ткань.

Получившуюся ткань в течение нескольких дней выращивали в специальной питательной среде, а затем пересадили животным на место заранее удаленных коренных зубов. Спустя почти месяц на месте пересадки появились новые зубы, а еще через две недели они полностью сформировались для нормального функционирования. Причем цвет, размер и положение новых зубов ничем не отличались от старых.