Кризис излечил Прибалтику от паранойи

Страны Балтии принимаются потихоньку корректировать свою политику в отношении России. Но инерция велика, и полностью отказаться от "вредных привычек" они пока не готовы




Военный конфликт на Кавказе в августе 2008 г., глобальный кризис и новый пароксизм борьбы за ядерное разоружение на глазах меняют векторы европейской политики. Государства Западной Европы начинают требовать удаления с континента атомных арсеналов США, а страны Балтии принимаются потихоньку корректировать свою политику в отношении России. Но инерция велика, и полностью отказаться от "вредных привычек" они пока не готовы.

На фоне содержательных переговоров по газовым проблемам между Эстонией и Россией 1 марта вспыхнул дипломатический скандал, спровоцированный отказом эстонской стороны предоставить аккредитацию новому российскому консулу в Нарве. В ответ Москва отправила восвояси эстонского консула в Петербурге, и между сторонами начался обмен взаимными обвинениями. Ранее три государства Балтии дружно выразили протест в связи с намерением Парижа продать Москве вертолетоносцы "Мистраль", потому что тогда "Россия сможет за несколько часов захватить любую страну Балтийского или Черноморского региона в Восточной Европе".

На подходе новые "развлечения". Двадцать восьмого мая в Риге открывается парламентская ассамблея НАТО. По этому случаю в Латвию намерен поехать лидер ЛДПР и вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский, который более 15 лет находится в списке персон, въезд которым на территорию республики запрещен. Жириновский уже сделал ряд заявлений, и, если его действительно не пустят в Ригу, шуму, надо полагать, будет немало. Еще через месяц, в конце июня, в Латвии должны состояться крупные учения НАТО, которые подают как очередную провокацию против России и связывают с прошлогодними учениями России и Белоруссии.

В общем, если хочется поскандалить, повод всегда найдется. Но скандалить с Россией в ситуации кризиса себе дороже, особенно сейчас, когда страны Балтии добиваются от "Газпрома" пересмотра правил определения цен на газ. В ряде случаев речь идет об ее снижении на 30% - 40%. Понятно, что подобные переговоры лучше вести в ситуации взаимопонимания, чем на фоне очередной баталии. Тем более что экономическое положение всех трех стран, мягко горя, оставляет желать лучшего.

За прошлый год ВВП Латвии, Литвы и Эстонии упал более чем на 20%. Тяжелое экономическое положение и безработица провоцируют недовольство населения и массовую эмиграцию. А те, кто не смог уехать, продолжают мечтать о работе в Европе или в России, которая занимает шестое место в списке предпочтительных для проживания стран. По данным латвийских социологов (DnB Nord Latvijas barometrs), 55% трудоспособного населения ради нормального заработка готово покинуть страну. Неутешителен и демографический прогноз, сделанный недавно американскими исследователями (US Census Bureau). По их подсчетам, к 2050 г. численность населения Латвии сократится на 42%, Эстонии – на 48%, Литвы – на 25%.

Все эти неприятности являются результатом не только кризиса, но и членства в ЕС и ВТО. Ограничительные правила, навязанные этими институтами, на глазах добивают остатки промышленности и сельского хозяйства балтийских стран. В особенно тяжелом положении оказалась Латвия, где массовые выступления привели к смене Кабинета министров. Попытки сделать ставку на туризм также принесли разочарование в западных партнерах. Главный поток иностранных туристов по-прежнему обеспечивают россияне.

Все это подтолкнуло латвийское общество пересмотреть отношение к России. Критикуя политику своего правительства, бизнесмены призывают брать пример с Москвы. По их мнению, российская налоговая система является "более дружественной" для бизнеса и топ-менеджмента.

Еще одной приметой времени стали репрессивные действия властей по отношению к местным националистам. Недавно латвийские власти закрыли несколько националистических интернет-сайтов, держатели которых требовали, чтобы "русские ехали домой", или вывешивали на своих страницах имена, адреса и номера машин, на которых обнаружена российская символика. По данному факту Генпрокуратура Латвии даже возбудила уголовное дело.

Дискриминационная государственная политика в отношении русскоязычного населения все громче критикуется действующими политиками. Так, министр юстиции Марек Сеглиньш недавно признал, что Латвия еще до выхода из СССР обещала русскоязычному населению "нулевой вариант", то есть автоматическое предоставление гражданства, и обманула этих людей, вытолкнув их на обочину жизни и в оппозицию к стране, которую они были готовы считать своей. Еще более резко высказывается руководство парламентской фракции Центра согласия в адрес правых, которые "двадцать лет разворовывают страну, прикрываясь разговорами о каких-то прихвостнях Москвы".

Насколько устойчивы эти тенденции, можно будет судить по тому, как пройдет в Латвии 16 марта – день памяти латышских легионеров СС. Шествие пройдет вопреки запрету, наложенному Рижской думой, и антифашисты заявили о намерении "встретить" демонстрацию легионеров на площади Свободы. Но настоящей пробой сил станут намеченные на октябрь парламентские выборы, по итогам которых можно будет судить о реальной расстановке сил в латвийской политике.

Аналогичные тенденции наблюдаются в Эстонии, где на фоне кризиса значительно снизился градус антироссийской риторики. Эстонские политики демонстрирует понимание того, что кризис ударил не только по экономическим, но и по политическим позициям властей, и в такой ситуации ссориться с Россией крайне невыгодно.

Менее заметны изменения в Литве, но там и ранее государственная политика не была направлена на ущемление прав русскоязычного населения. Вильнюс ведет себя корректно по отношению ко всем гражданам, но и не собирается отказываться от своих требований, касающихся признания факта оккупации. Президент Дали Грибаускайте постоянно говорит о необходимости наладить отношения с Россией, однако именно она, единственная среди глав прибалтийских государств, отказалась поехать в Москву на празднование 65-й годовщины Дня Победы, сославшись на то, что в Литве "советский период считают оккупацией" и "сложно относятся к этой дате".

На деле решение Грибаускайте, скорее, объясняется тем, что Литва является парламентской республикой, и в Сейме сейчас доминируют консерваторы из партии "Союз отечества – Христианские демократы Литвы", добившиеся в свое время принятия скандального закона о компенсации за оккупацию. Но экономические трудности заметно подорвали позиции литовских консерваторов. Как заметил президент Литовской конфедерации промышленников Бронисловас Лубис, "их власть над умами постепенно улетучивается". А что касается настроений населения, то, по данным опросов, более 50% граждан Литвы высказались за то, чтобы их президент приняла участие в праздновании Дня Победы в Москве.

Все эти подвижки не могут не радовать, однако говорить пока можно только о частичном пересмотре позиций. А в целом смесь из затасканных клише об оккупации и предложений о сотрудничестве выглядит временами как классический плюрализм в одной отдельно взятой голове, что, как известно, является признаком шизофрении. Но, учитывая позитивную направленность процесса, это похоже на существенный прогресс по сравнению с былой параноидальной враждебностью.

Выбор читателей