Электорат плывет налево

Итогом яростных атак на ЕР со стороны правых маргиналов стал электоральный "хук слева", плодами которого воспользовались КПРФ, ЛДПР и "Справедливая Россия", давно возделывающие поле бессмысленного и беспощадного популизма


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Главной новостью, которую принес единый день голосования 14 марта, стало частичное размывание электората "Единой России". Во всех регионах, где проходили выборы в Законодательные собрания субъектов федерации, избирательный барьер преодолели все четыре парламентские партии. Как полагают многие эксперты, соответствующее снижение процентных показателей "Единой России" было достигнуто за счет уменьшения роли административного ресурса, и одно только это можно назвать основной сенсацией текущего политического сезона.

Результаты выборов осчастливили буквально всех. Кремль не допустил повторения осеннего демарша "обиженных партий" в Госдуме и теперь может с полным правом говорить о стабильности политической системы и правильности курса на постепенное реформирование избирательной системы. Оппозиционные партии гордятся увеличением представительства в региональной и местной власти. "Единая Россия" довольна полученным большинством, пусть и не таким "вопиющим", как на предыдущих выборах. А лидеры КПРФ, внесистемная оппозиция и борцы с "преступным режимом" получили возможность радоваться падению рейтинга "партии власти".

Столь противоречивые оценки можно было бы отнести на счет неадекватности наших политиков, однако парадоксальность ситуации состоит в том, что все они по-своему правы. Возьмем для примера Республику Алтай, где прошлые выборы в республиканский парламент проходили в марте 2006 года. Тогда "Единая Россия" набрала 27,2% голосов, а на последних выборах – 44,38%. Улучшение результата не вызывает сомнения, даже если учесть, что дельта в 17% отчасти покрыта за счет присоединения к ЕР Аграрной партии, за которую четыре года назад было отдано 10,41% голосов. Но эти "более 44%" явно недотягивают до 60% – 70%, которые стабильно получала "партия власти" год и полгода назад в других регионах. То есть имеются основания говорить как о победе, так и о поражении.

Несколько хуже обстоят дела у "Справедливой России". В 2006 г. на выборах в парламент Республики Алтай партии, на основе которых она была создана, набрали в сумме более 22%: "Родина" – 10,52%, Партия жизни – 8,83% и Партия пенсионеров – 3,19%. А в минувшее воскресенье "Справедливая Россия" получила 16,08%. Этот результат хуже, чем четыре года назад, но гораздо лучше, чем было в последний год в других регионах. И сегодня Сергей Миронов радуется, но не достижениям своей партии, а тому, что она счастливо избежала административной дискриминации и полного провала, о котором в последнее время не говорил только ленивый. Еще более убедительным выглядит успех КПРФ, которая расширила свое представительство в Алтайском парламенте с 8,96% до 24,97%. Улучшила свои результаты и ЛДПР: в 2006 г. за нее здесь проголосовали 8,26% избирателей, а сейчас – 11,75%.

Аналогичные изменения зафиксированы и в других регионах. "Единая Россия" лидирует везде: самый высокий результат (более 86%) – в Ямало-Ненецком АО, а наименьший (около 40%) – в Свердловской области. В свою очередь, "Справедливая Россия" добилась наибольшей поддержки именно в Свердловской области (19%); в других регионах ее результат колеблется между 14% (Хабаровский край и Курганская область) и 4,4% (Воронежская область). Стабильный результат – от 10% до 17% – показала ЛДПР. Очень неплохо выступила КПРФ, результаты которой располагаются в диапазоне 18% – 25%.

Одновременно бросается в глаза тот факт, что чем дальше на восток, тем сильнее влияние протестных настроений. Сказывается кризис и недавнее повышение тарифов на ЖКХ. Сыграло свою роль и перераспределение административного давления, обусловленного не только требованием Дмитрия Медведева формировать многопартийные парламенты, но и ротацией глав регионов. Так, в Свердловской области "Единая Россия" не только не улучшила свой результат на выборах в Законодательное собрание, но и проиграла выборы мэров четырех муниципальных образований. Еще одним "звоночком" стали неудачи кандидатов от ЕР на выборах мэров Иркутска и Усть-Илимска.

За этой серией локальных поражений просматривается достаточно неприятная тенденция: от "Единой России" отворачиваются люди, занятые производством и оборонкой. Усть-Илимск – это город энергетиков (ГЭС и ТЭЦ) и работников деревообрабатывающей промышленности (пять предприятий). Североуральск вырос из шахтерского поселка, Асбест является профильным моногородом. Уральский – классический военный городок, а на территории закрытого поселка Лесной находится режимный объект, являющийся частью ядерного щита России.

Счастливыми соперниками единороссов в Усть-Илимске, Североуральске и Лесном стали члены "Справедливой России". В Иркутске мэром избран независимый кандидат, поддерживаемый КПРФ, а остальным местах мэрами стали независимые самовыдвиженцы. Понятно, что исход голосования в каждом случае зависел от многих факторов, но налицо и определенная тенденция. Ведь во всех этих городах, за исключением Асбеста, кандидаты от "Единой России" проиграли с позорным соотношением голосов. Такой результат – это уже не случайность, а информация к размышлению.

Тем не менее в целом "Единой России" удалось сохранить лидерство во всех 76 регионах, где 14 марта прошло 6,2 тыс. голосований разного уровня. Интерес представляют два главных момента: за счет чего, кроме инерции, держится достаточно высокий рейтинг партии и что означают отмеченные тенденции. Возможно, кризис повлиял на настроения граждан и заставил их по-иному взглянуть на "партию власти" и художества некоторых ее членов. Или решающее значение имеет тот факт, что "Единая Россия", в отличие от других партий, сама назначила себя "ответственной за все", и правительство, которое сегодня возглавляет ее лидер, уже не может выступать в роли громоотвода. Эта ситуация зависимости популярности партии от действий правительства и других органов власти непривычна для России, но к ней придется привыкать, особенно в регионах, главы которых назначены с подачи "Единой России".

Причиной электоральных сдвигов может быть и игра, нацеленная на консолидацию всех оппозиционных сил под лозунгом борьбы с Путиным и "Единой Россией". Но, как показало развитие событий в Калининграде, этот проект является неприемлемым для парламентской оппозиции. Согласившись играть роль статистов на хэппенингах "Солидарности", системные оппозиционеры рискую потерять собственное лицо. А с другой стороны, создается впечатление, что раскачивание ситуации автоматически работает на повышение привлекательности системной оппозиции, и голосование 14 марта достаточно наглядно продемонстрировало эту зависимость.

Итогом яростных атак на ЕР со стороны правых маргиналов и некоторых представителей элит стал электоральный "хук слева", плодами которого воспользовались КПРФ, ЛДПР и "Справедливая Россия", давно возделывающие поле бессмысленного и беспощадного популизма. И это серьезная информация к размышлению для тех, кто определяет идеологию "Единой России".

Выбор читателей