Лукашенко нашел призрак счастья за океаном

"Диверсификация источников нефти" по-лукашенковски – блеф. Хотя бы потому, что соглашение с Венесуэлой подразумевает весьма незначительные объемы поставок, которые не в состоянии заменить экспорт из России


ФОТО: AP



Президент Белоруссии, похоже, нашел партнера, который может решить все экономические проблемы его страны. Это далекая Венесуэла. Не беда, что до нее 16 часов лёта, а танкеру плыть оттуда две недели – да и то не доплывет, поскольку у Белоруссии нет выхода к морю. Это все пустяки. Зато в Венесуэле живут "братья", готовые покупать у Белоруссии трактора и продавать ей нефть. По каким ценам? Тоже не важно. Важнее другое: месторождения этой нефти, в отличие от российских, будут частично в белорусской собственности.

На переговорах Александра Лукашенко и Уго Чавеса в Каракасе царило полное взаимопонимание. Подписано соглашение о поставках нефти, согласно которому Венесуэла, начиная с мая, будет поставлять Белоруссии 80 тыс. баррелей нефти в день. Запланировано увеличение добычи нефти на совместном предприятии "Петролера БелоВенесолана" в бассейне реки Ориноко.

В совместной разработке на данный момент находятся пять месторождений. Стороны договорились до 2025 г. инвестировать около $8 млрд в разработку нефти в регионе. Достигли предварительной договоренности и о добыче газа: изучается возможность разработки трех месторождений.

Кроме того, стороны пришли к соглашению о создании в середине 2010 г. двух совместных предприятий по производству грузовиков и тракторов с передачей белорусских технологий венесуэльской стороне, а еще Белоруссия построит 5 тыс. домов для малообеспеченных семей в штате Арагуа на севере Венесуэлы.

Впрочем, для обеих сторон главное – нефть. По словам Чавеса, заключенное соглашение очень выгодно его стране, поскольку позволит диверсифицировать экспорт нефти и выйти на европейский рынок. Ведь он давно мечтает (но пока не может) прекратить снабжать топливом ненавистные ему США. У Венесуэлы уже есть нефтяные соглашения с Китаем, теперь на очереди – покорение Европы.

Для Белоруссии выгоды от нефтяной сделки не столь очевидны, хотя преподносятся с большой помпой. "Мы прекрасно договорились о поставках венесуэльской нефти в Беларусь. На наши нефтеперерабатывающие заводы придет нефть из Венесуэлы. Мы совместно будем ее перерабатывать и реализовывать нефтепродукты на европейском рынке", – сообщил Александр Лукашенко. Впрочем, реальность нефтяного контракта с Венесуэлой может оказаться не столь "прекрасной", как хотелось бы белорусскому президенту.

Как венесуэльская нефть доберется до белорусских НПЗ? Есть два варианта. Один – через порты прибалтийских республик (например, Вентспилс) и далее по железной дороге. Но на круг дороговато получится. Вряд ли венесуэльская нефть окажется дешевле российской, даже с учетом экспортной пошлины. К тому же нефть из бассейна Ориноко по составу сильно отличается от той, под которую "заточены" белорусские НПЗ. Она сернистая и тяжелая.

Тогда другой вариант, более проходной: своповые операции с нефтяными контрактами. То есть замещение одних законтрактованных объемов нефти другими, которые находятся поближе. Это позволит не гонять венесуэльскую нефть через полмира, а заместить ее, скажем... из российской трубы. Таким образом, нефть из бассейна Ориноко до белорусских НПЗ так и не дойдет и не будет конкурировать там с российским сырьем. На деле, скорее всего, будет работать прежняя схема, самая экономичная и выгодная как Белоруссии, так и России (которая тоже получает выгоду от переработки своей нефти на белорусских предприятиях).

В любом случае, "диверсификация источников нефти" по-лукашенковски – блеф. Хотя бы потому, что соглашение с Венесуэлой – как бы оно ни реализовывалось – подразумевает весьма незначительные объемы поставок, которые не заменят экспорт из России. Восемьдесят тысяч баррелей в день, или около 4 млн т в год, – это в полтора раза меньше, чем Россия, согласно февральским договоренностям, будет поставлять в Белоруссию беспошлинно (6,3 млн тонн). А для загрузки белорусских нефтеперерабатывающих мощностей, ориентированных на экспорт, требуется 25 млн тонн. Чавес не справится.

Выбор читателей