Автопром движется в непонятном направлении

Российский автомобильный рынок достиг "дна" в прошлом году, и пока не ясно, будет падать еще или все-таки пойдет вверх. По крайней мере, в Европе после прошлогоднего оживления наблюдается сильный спад


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Мировой автомобильный рынок еще далек от преодоления кризиса. В России он достиг "дна" в прошлом году и пока не ясно, будет падать еще или все-таки пойдет вверх. В Европе после прошлогоднего оживления наблюдается очередной спад. И только китайский автопром, несмотря на сокращение экспорта, чувствует себя хорошо.

По данным аналитического агентства "Автостат", в 2009 г. общий объем выпуска легковых машин, грузовиков и автобусов в России упал без малого на 60%, до уровня 40-летней давности. Производство машин отечественных марок сократилось на 64%, иномарок – на 53%.

Некоторые эксперты считают, что худшее уже позади. "Рынок РФ начнет вставать с колен. Это дно уже достигнуто, и он начнет восстанавливаться более высокими темпами с 2010 года", – заявил в начале марта президент компании Renault Карлос Гон. По его словам, в среднесрочной и долгосрочной перспективе российский автомобильный рынок будет бурно развиваться. Министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко считает, что рынок начнет восстановление во второй половине 2010 года. Согласно январскому прогнозу "АСМ-Холдинга", осуществляющего мониторинг российского автопрома, в 2010 г. производство легковых автомобилей в России вырастет на 34% по сравнению с 2009 годом.

Как бы в подтверждение оптимистичных прогнозов от участников отрасли приходят, в основном, обнадеживающие известия. АвтоВАЗ завершает переговоры о реструктуризации долга в размере 38 млрд руб. и уже рассчитывает на открытие инвестиционной кредитной линии на 30 млрд руб., что даст ему возможность приступить к реализации программы развития. Специалисты Hyundai – Kia провели технический аудит ИжАвто и пришли к выводу о возможности возобновления сборки автомобилей на этом заводе. С 1 марта Renault начал продажи в России модели "Сандеро", выпускаемой на "Автофрамосе" с конца прошлого года. Сейчас с руководством группы Nissan – Renault обсуждаются другие новые проекты.

А государство тем временем пытается сформулировать внятную стратегию развития отрасли и помочь ей восстановиться. Четвертого марта правительство одобрило концепцию развития отечественного автопрома до 2020 г., отправив документ на доработку в Минпромторг. За десять лет в отрасль планируется вложить, в общей сложности, 1,2 трлн руб. ($40 млрд по нынешнему курсу) – эти деньги пойдут на модернизацию действующих и создание новых производств. Вклад государства составит около 200 млрд руб., в том числе в виде "длинных" кредитов автопроизводителям.

Повысить спрос на автомобили в ближайшее время должны две государственные программы – субсидирования ставок по автокредитам и выплат за утилизацию старых автомобилей. Особые надежды возлагаются на программу по "автохламу", запущенную в начале марта. Однако, как показывает практика, эффект от нее получается неоднозначный. В Германии в прошлом году действовала аналогичная программа, которой воспользовались около двух миллионов граждан. Это повысило объем продаж и дало несколько процентов роста автопрому в течение нескольких месяцев, но в этом году автопроизводителям и дилерам пришлось расплачиваться за кризисный рывок: все, кто хотел и мог поменять машину, это уже сделали. В январе – феврале объем продаж автомобилей в ФРГ упал на 30% по сравнению с тем же периодом 2009 г., и эксперты уже окрестили 2010 г. "черным годом" для германского авторынка. Как бы России не повторить этот печальный опыт.

С другой стороны, есть и позитивные примеры. Китай в результате реализации мер по стимулированию спроса на автомобили в 2009 г. вышел на первое место в мире по объему производства и продажи автомобилей, обогнав США. Выпуск и сбыт автомобилей превысил 13,6 млн штук. И это несмотря на катастрофическое падение экспорта: по данным Китайской ассоциации автомобильной промышленности, в 2009 г. страна экспортировала 370 тыс. авто, что на 45% меньше, чем в 2008 году. Виной тому не только кризис в странах-импортерах, но и проблемы с качеством и сервисным обслуживанием китайских машин. Однако китайцы усердно работают над повышением качества своей продукции. Есть уже и результаты: в сентябре 2009 г. четыре модели китайских автомобилей марки "Великая стена" были сертифицированы в Евросоюзе и отныне могут продаваться в странах ЕС без каких-либо ограничений. А там, глядишь, наладится и сервис: повсюду станут появляться многочисленные китайские автомастерские, где (по межгосударственным соглашениям) будут добросовестно трудиться граждане КНР. С распространением по всему свету китайских автомобилей это станет тихим завоеванием мира.

Ну а если серьезно, кризис, как известно, время обновления. Сегодня ведущие мировые автоконцерны наперегонки создают все более экономичные, комфортные и безопасные автомобили. У нас, к сожалению, такие машины в лучшем случае собираются из импортных комплектующих. Устаревший и крайне редко обновляемый модельный ряд, пожалуй, главная проблема отечественного автопрома. Именно из-за этой проблемы, например, недавно объявил о прекращении своей деятельности единственный в Дании дилер по продаже автомобилей "Лада" – Lada Danmark A/S. За последние два года он не смог продать ни одной "Лады", а за десять лет удалось реализовать всего 316 автомобилей. Но ведь были и лучшие времена – особенно середина 1980-х, когда появилась "восьмерка" ("Фольксваген перестройки", как называли ее датчане) и в Дании ежегодно продавалось до 5 тыс. "Лад".

Впрочем, есть еще люди, которые верят в то, что не одной отверткой будет жить российский автопром – может, и голова пригодится. В начале года глава группы "ОНЭКСИМ" Михаил Прохоров сообщил о планах создания принципиального нового городского автомобиля, который будет работать как на бензине, так и на сжиженном газе. Позднее гендиректор ЗАО "Яровит моторс" Андрей Бирюков уточнил, что речь идет о строительстве автозавода в Санкт-Петербурге, в которое Прохоров намерен вложить €150 миллионов. Если все сложится, автомобиль будет запущен в серийное производство к концу 2012 г. и будет стоить ориентировочно €8,8 тысяч. Что ж, если в России наконец-то начнут производить автомобили с предустановленным газобаллонным оборудованием, то можно будет считать, что кризис прошел не зря.

Выбор читателей