Новая угроза страшнее "Аль-Каэды"

Похоже, высшее руководство ВР, чья буровая стала причиной экологической катастрофы в Мексиканском заливе, больше не может делать хорошую мину при плохой игре. И это дает основания подозревать, что на самом деле все обстоит еще ужаснее


ФОТО: AP



В интервью телеканалу Sky News председатель совета директоров BP Карл-Хенрик Сванберг дал понять, что глава компании Тони Хейворд, по его мнению, "пытался полностью лично контролировать ситуацию", но многое из того, что он говорил, обернулось против него. Речь идет, прежде всего, о слушаниях в Конгрессе. "Очевидно, что некоторые ремарки Тони люди воспринимали негативно", - дипломатично сказал председатель совета директоров BP. Но дело, похоже, не в неумении топ-менеджера общаться с публикой. Недаром Конгресс, некоторые члены которого до этого призывали президента США Барака Обаму "не кошмарить компанию", по результатам слушания решили, что руководство BP "достойно презрения".

Нечего сказать

Слушания в Конгрессе с самого начала были нервными. Прежде чем Тони Хейворд смог взять слово, слушания были прерваны одной из присутствовавших в зале женщин, которая протестовала против действий BP, вымазав лицо и руки темным веществом, которое призвано было символизировать разлившуюся нефть. "Тони, тебя должны судить", - выкрикивала она, пока охранники выпроваживали ее из зала. Когда Хейворд все же получил слово, он начал с рассказа о том, как в последние три года работал над повышением безопасности. Однако сенаторы не поверили топ-менеджеру.

Так, глава комитета Палаты представителей по энергетике и торговле, конгрессмен-демократ Генри Ваксман заявил, что он был "поражен попустительством" BP накануне взрыва нефтедобывающей платформы 20 апреля. "Мы не обнаружили никаких свидетельств тому, что вы приняли во внимание чудовищный риск, на который пошла компания BP", - завил он Хейворду. Он обвинил BP в том, что она "всячески срезала углы" в своем желании сэкономить деньги, что и привело к взрыву и последовавшему пожару на платформе Deepwater Horizon. В ответ Хейворд лишь заметил, что делать окончательные выводы слишком рано, поскольку пока проводится расследование причин аварии. Ваксман немедленно обвинил главу BP том, что он уходит от ответа. "Вы не хотите взять на себя ответственность и пытаетесь переложить ее на других", - заметил он. "Мы просмотрели 30 тысяч страниц документации BP, включая ваши собственные электронные послания, и не обнаружили ни одного письма и ни одного документа, которые бы свидетельствовали о том, что вы обращали хотя бы малейшее внимание на опасность этой скважины", - добавил Ваксман.

Вслед за Ваксманом в наступление на BP перешли и другие конгрессмены. Сенатор Барт Ступак, вспомнив, как Сванберг, посочувствовав "маленьким людям", живущим на берегах Мексиканского залива, заявил: "Мы не маленькие людишки, и мы хотим, чтобы наша жизнь вернулась в нормальное русло". Конгрессмен Майк Росс напомнил, что BP до сих пор не может справиться с утечкой нефти. В то время как Хейворд на вопрос, не стоит ли на кону его должность, ответил, что сейчас все приоритеты отданы тому, чтобы остановить утечку нефти и провести очистительные работы, сенатор заметил: "Господин Хейворд, с момента начала этих слушаний в залив вылилось еще 112847 галлонов нефти". А высокопоставленный представитель республиканцев в комитете Ваксмана, конгрессмен от штата Техас республиканец Джо Бартон сказал, что "испытал стыд" за BP, которую пришлось заставлять учреждать компенсационный фонд. Напомним, что, когда шли переговоры о создании фонда в $20 млрд для выплаты компенсация пострадавшим от разлива нефти, Бартон фактически обвинил администрацию Барака Обамы в вымогательстве. Между тем и решение не выплачивать дивиденды было принято BP лишь после публичного обращения конгрессменов.

"Как глава BP я обещаю, что мы не успокоимся до тех пор, пока не исправим положение, - клялся сенаторам Хейворд. - Мы сильная компания и не пожалеем никаких ресурсов". При этом он не смог ответить на ряд специфических вопросов, касающихся технической стороны дела, чем вызвал особое недовольство членов комиссии.

Страшнее "Аль-Каэды"

Двадцатого апреля 2010 г. в 22:00 по местному времени на платформе Deepwater Horizon, принадлежащей BP, произошел взрыв, вызвавший сильный пожар. В результате взрыва семь человек были ранены, четверо из них находятся в критическом состоянии, без вести пропали 11 человек. Всего на момент ЧП на буровой платформе, которая по размерам больше, чем два футбольных поля, работали 126 человек, и хранилось около 2,6 млн л дизельного топлива. Двадцать второго апреля, после 36-часового пожара, Deepwater Horizon затонула, а нефть из поврежденной скважины продолжает поступать в Мексиканский залив до сих пор. По заявлению BP, в день вытекает около 5 тыс. баррелей нефти. Однако американские ученые-океанологи, которые на протяжении нескольких недель следили за распространением пятна, пришли к выводу, что объем вытекающей нефти явно занижен. По мнению ученых, из скважины должно вытекать не 5, а 12 - 18 тыс. баррелей. А на прошлой неделе были озвучены новые расчеты, согласно которым каждый день в воду попадает от 35 до 60 тыс. баррелей из-за новых протечек в трубе.

В начале мая 2010 г. президент США Барак Обама назвал происходящее в Мексиканском заливе "потенциально беспрецедентной экологической катастрофой", отнеся ликвидацию последствий аварии в Мексиканском заливе к таким же приоритетам, как преодоление экономического кризиса и борьба с "Аль-Каэдой". И это не пустые слова: нефтяное пятно действительно угрожает не только США, но и другим странам.

В толще вод Мексиканского залива обнаружены пятна нефти, одно из них - длиной 16 км толщиной 90 м на глубине до 1,3 тыс. метров. До сих пор попытки остановить утечку нефти (установка защитного купола, цементирование скважины, откачка вытекающей нефти в танкеры) не увенчались успехом. В результате компания была вынуждена признать, что нефть, возможно, будет вытекать из скважины до августа – пока не будут пробурены две разгрузочные наклонные скважины. Впрочем, гарантии, что они остановят нефтяной фонтан, нет. В настоящее время пятно достигло побережья Луизианы, Флориды, на очереди – Алабама и Миссисипи. Фактически уничтожен рыболовный промысел и туристический бизнес, недвижимость на побережье Мексиканского залива дешевеет, рестораны пустеют и разоряются. Флоре и фауне, расположенным в зоне бедствия национальных парков и заповедников, нанесен невосполнимый ущерб.

Последствия могли быть гораздо тяжелее, но благодаря беспрецедентным усилиям по сбору разлившейся нефти (как силами BP, так и спасателями и жителями-добровольцами) и сдерживанию нефтяного пятна, по состоянию на 17 мая оно продвинулось на север вдоль побережья США незначительно. Однако ничто не сдерживает распространение пятна к югу, в открытое море, где его продвижение довольно значительно.

Четвертого июня Национальный центр атмосферных исследований США (NCAR) на основе имеющихся климатических данных смоделировал шесть вариантов распространения нефти. Согласно всем шести вариантам, в начале августа этого года водно-нефтяная эмульсия достигнет северного побережья Кубы, включая пляжи Варадеро. Во второй половине августа нефть может оказаться и на северном побережье мексиканского полуострова Юкатан. Модель американских ученых показывает, что нефтяное пятно в любом случае покинет акваторию Мексиканского залива и попадет в так называемую петлю Гольфстрима, который унесет его к берегам Европы. Различия лишь во времени выхода пятна из залива, самое максимальное — 130 дней. И хотя ученые указывают, что это моделирование не является точным прогнозом и просто служит предупреждением об опасности, так как погодные условия и ликвидация последствий человеком могут сильно повлиять на перемещение нефтяных загрязнений, вероятность такого развития событий очень высока.

Черная цена нефти

На данный момент BP заявляет, что потратила более $1,6 млрд на ликвидацию аварии. Еще $5 млрд компания должна внести в компенсационный фонд до конца 2010 года. Всю сумму - $20 млрд - BP перечислит в течение трех лет.

Разумеется, выплата $20 млрд не похоронит бизнес ВР. Ее прошлогодняя прибыль - $16,8 млрд, выручка - $27,7 миллиарда. Однако компенсационный фонд – далеко не все предстоящие траты. Сама ВР оптимистично оценивает стоимость ликвидации последствий аварии в $29 миллиардов. Credit Suisse - в $37 миллиардов. Аналитик управляющей компании Raymond James Павел Молчанов полагает, что ВР потратит $63 миллиарда. Это уже почти четыре годовые прибыли. Хуже всего будет если нефтяное пятно прорвется севернее, выйдя из Мексиканского залива – там побережье США густо заселено и количество исков может вырасти лавинообразно. Кроме того, пока не известно, когда и каким образом удастся остановить утечку нефти: свои услуги уже предлагали автор "Титаника" и "Аватара" Джеймс Кэмерон, российский глубоководный исследовательский аппарат "Мир", звучали даже предложения взорвать ядерный заряд.

Недаром рейтинговые агентства наперебой стали понижать рейтинг BP. Агентство Moody’s понизило его сразу на три ступени - с Аа2 до A2, не исключая нового снижения. Впрочем, ранее Fitch понизило рейтинг BP сразу на шесть ступеней: с АА до BBB, то есть на самой кромке инвестиционного уровня, да еще и с негативным прогнозом. На этом фоне S&P, которое понизило кредитный рейтинг BP на две ступени - с AA- до А, выглядит просто оптимистом. Между тем до аварии Moody’s и Fitch рейтинговали компанию на высшем уровне: Aa1 и AA+ соответственно, что давало право покупать ее ценные бумаги компании пенсионным фондам – крупнейшим мировым инвесторам. Известный аналитик нефтегазовой индустрии, бывший советник по энергетике в администрации Джорджа Буша-младшего Мэтт Симмонс в интервью Fortune не исключил, что в течение месяца компания может объявить о банкротстве: "У них могут кончиться наличные после всех судов, очистных работ и других затрат".

Не удивительно, что BP стремительно теряет капитализацию: с момента аварии ее акции потеряли в цене на треть. В результате, впервые за последние десятилетия сложилась ситуация, в результате которой BP могут купить ее конкуренты, отметила Financial Times. На начало 2010 г. рыночная капитализация BP превосходила многие крупные нефтяные компании мира, включая Shell, однако на момент подсчетов газеты BP стоила $115 млрд - меньше, чем ExxonMobil ($280 млрд), PetroChina ($278 млрд) или Shell ($159 миллиардов). Банк JP Morgan уже начал оценивать активы ВР. Предприятия, задействованные в сфере переработки нефти, продажи нефтепродуктов и нефтехимические активы, по мнению аналитиков, стоят $63 млрд, еще $13 млрд можно получить за активы по сжижению газа (СПГ), а также "ликвидные вложения (например, 1,3% "Роснефти") и другие корпоративные активы". Пожалуй, самое серьезное препятствие к покупке – это огромные убытки в связи с аварией и серьезные репутационные проблемы BP, заключила Financial Times.

Далее - везде

Проблемы BP уже аукаются в России. Так, несколько дней падали котировки акций "Роснефти" на слухах, что в поисках денег BP продаст принадлежащий ей миноритарный пакет компании. А в пятницу беспокойство выразил и президент России Дмитрий Медведев – в связи с тем, что компания входит в российский консорциум ТНК - BP.

И дело не только в падении котировок акций. Среди аналитиков уже ходят алармические сценарии, среди которых – новый виток экономического кризиса. В частности, высказываются опасения, что обанкротятся страховщики компании, за чем последует цепная реакция на страховом и далее на всем финансовом рынке США. "Застрельщиком" новых потрясений может стать и подорожавшая нефть – уже прогнозируется, что к концу года ее цена может достичь $120 за баррель. Но при любом развитии событий ясно, что отношение к глубоководному бурению в частности, и к способам обеспечения человечества энергией вообще, изменилось кардинально.

Во-первых, авария в Мексиканском заливе показала, что технологии глубоководного бурения есть, а вот технологий устранения возможных аварий – нет. Это уже ставит под вопрос возможность скорого возобновления нефтедобычи в Мексиканском заливе и возможность подобных работ, запланированных на Каспии. Во-вторых, ставится под вопрос сама концепция выхода нефтяников и газовщиков на воду. Здесь видится аналогия с АЭС: бурно развивавшаяся до Чернобыльской катастрофы атомная энергетика, до сих пор не восстановила прежние темпы роста. Все просто: когда в цене продукции стали учитывать возможные убытки от аварии, "атомный киловатт" перестал быть самым дешевым.

Сейчас ВР приняла решение выделить полмиллиарда долларов на десятилетнюю программу изучения последствий разлива нефти в Мексиканском заливе. Но к каким бы выводам ни пришли ученые, уже понятно, что морская нефтедобыча потенциально значительно опаснее для экологии, нежели добыча на земле. И это уже не может игнорироваться правительствами. Так, глава российского Минприроды Юрий Трутнев, отвечая на вопрос, как отразится авария в Мексиканском заливе на нефтяной отрасли, сказал: "Очень сильно отразится на отрасли, потому что такие уроки для человечества бесследно не проходят, и совершенно точно будет изменение стратегии в нефтяной отрасли, будет изменение отношения к этим вопросам, будет больше внимания, будут больше спрашивать за соблюдение всех норм и правил, больше будут думать о механизмах гарантирования ущерба, поэтому и в этой связи очевидны будут изменения и на рынке совершенно точно".

Следовательно, если даже моратория на шельфовое бурение введено не будет (а в России, скорее всего, этого не произойдет, так как самая большая глубина бурения на арктических месторождениях 90 м против 1,5 км у BP в Мексиканском заливе), то наверняка ужесточатся требования к безопасности. Да и страховые компании наверняка теперь резко поднимут оценку рисков, а следовательно – и цену страховки.

Фонд дикой природы (WWF) уже призвал BP, которая недавно стала "зеленой", отказаться от нефтедобычи – хотя бы на морском шельфе. "Масштаб чрезвычайной ситуации в Мексиканском заливе и тот факт, что такие аварии на морских платформах становятся, увы, закономерностью, обязывают нас делать серьезные выводы. И именно поэтому мы призываем объявить мораторий на морскую нефтедобычу, по крайней мере, в таких сложных условиях, как арктические моря, до тех пор, пока не будут найдены решения для обеспечения 100% гарантий экологической безопасности нефтедобычи на шельфе, - заявил руководитель программы по экологической политике нефтегазового сектора WWF России Алексей Книжников. - У нас также есть предложение к компании BP: мы предлагаем ей стать первой нефтяной компанией, которая примет программу-план перехода основного бизнеса компании из сферы нефтедобычи к проектам по возобновляемым источникам энергии. Тем более что у компании есть богатый опыт в этой области, в частности, в солнечной энергетике".

Не факт, что BP прислушается к призывам экологов, но несомненно, что прирост нефтедобычи затормозится. Более того, не исключена ситуация, когда объемы нефтедобычи начнут сокращаться – для этого достаточно, чтобы мировая экономика росла при стагнации нефтянки. Между тем снижение объемов нефтедобычи хотя бы на 10% - 15% может повлечь за собой крах экономики в нефтезависимых промышленно развитых странах. В 1970-х снижение всего на 5% привело к росту цен более чем на 400%.

Пострадает сельское хозяйство: большая часть сельскохозяйственной техники производится на заводах, где нефть является источником энергии, да и сама техника работает на дизельном топливе. Нефть служит исходным сырьем при изготовлении почти всех пестицидов и многих видов удобрений. Большой удар будет нанесен по нефтехимии, а это - пластмассы для корпусов бытовой и компьютерной техники, и трубы, и современные синтетические материалы. Нефть требуется в металлургическом производстве, особенно, в алюминиевом, в полиграфии, парфюмерно-косметической отрасли, фармацевтике...

Пострадает и газодобыча: она в последнее время также уходит на морской шельф. Между прочим, есть версия, что взрыв на Deepwater Horizon произошел из-за пузыря метана, поднявшегося из скважины. Дело в том, что месторождение в Мексикансом заливе – нефтегазовое, и добыча газа также идет на большой глубине. Самое смешное заключается в том, что даже изготовление оборудования для использования возобновляемых источников энергии невозможно без использования нефти.

Выбор читателей