Музыкант раскрыл тайны шоу-бизнеса

Радиостанции получают сотни песен от юных музыкантов. В конце недели диски просто скидывают в мешок, не слушая. Однако путь на большую сцену есть. Солист группы "Вдох-выдох" рассказал "Yтру" о том, что на самом деле творится за кулисами шоу-бизнеса




Музыкант El Ray в шоу-бизнесе уже много лет. До того как создать свою группу под названием "Вдох-выдох", он был танцором, выступал с "Фабрикой звезд" и даже преподавал вокал. Корреспонденту "Yтра" El Ray рассказал, как написать хит с помощью домашнего компьютера, на какие радиостанции его отнести и легко ли быть звездой на один год.

"Yтро": Эл, какие, на твой взгляд, пять первых шагов должен сделать человек, мечтающий о сцене?

El Ray: Во-первых, нужно уметь петь. Поэтому занятия вокалом - это первый шаг. Второй шаг - написать музыку и слова для песни. Третий - записать ее. Четвертый - донести до радиостанций. Если на радиостанциях песня пойдет хорошо, то нужно сделать видео и отдать его на каналы. Дальше - воля судьбы. Одной песни достаточно, чтобы тебя обожала вся Россия. Остальные песни могут быть никакие, но должна быть одна, во время исполнения которой зал встает.

"Y": Если уже есть хороший вокал и песня, где ее записать?

E.R.: XXI век - это время возможностей. Если дома есть компьютер, то самый недорогой путь - научиться писать музыку с помощью специальных программ. В самых простых из них достаточно только напеть мелодию. Есть люди, не умеющие играть на музыкальных инструментах, но они пишут музыку, потому что компьютерные технологии позволяют это делать. Записав песню, вы можете отнести ее на радиостанции. Дальше правильно было найти недорогую студию и начать на ней записываться.

"Y": Сколько это может стоить?

E.R.: В Москве огромное количество профессиональных студий, в том числе домашних. Есть разные цены. Для друзей одни, для людей со стороны - другие. Хорошее оборудование для студии стоит не менее $50 тысяч, и его надо окупать.

С одной стороны, новичкам достаточно скачать программу в Интернете и записать песню. С другой, на профессиональной студии тебе сделают качественную запись с аранжировками, которые будут соответствовать требуемому формату, и которую ты сможешь отнести на радио и телевидение.

"Y": О каком таланте или хотя бы качестве можно говорить, если любой школьник, не знающий нот, может сочинять музыку?

E.R.: То, что все могут делать музыку, это не плохо. Сейчас большая конкуренция, и, чтобы сделать что-то нереально крутое, нужно сильно постараться. Не достаточно сесть вечером за синтезатор, что-то накалякать, а потом на утро подправить. Да, есть великие композиции, написанные гениями. Но в плане аранжировки и саунд-продакшна сидя дома за своим компьютером можно в десять раз лучше свести песню, чем на огромной студии.

"Y": Сколько радиостанции получают таких песен, записанных в домашних условиях?

E.R.: Я знаю, что на радиостанциях стопки таких дисков лежат на столах. В конце недели их просто скидывают в мешок, не слушая. Мне об этом рассказывали диджеи. Мне кажется, этим людям, должно быть стыдно. Раскрученных брендовых зарубежных артистов крутят целыми днями, в то время как талантливых российских артистов скидывают в мешки, потому что они не забашляли денег. Это трагедия.

Но также есть нормальные люди. Я знаю радиостанции, куда люди приносили демо-материал, там им говорили, что поправить, и брали песни в ротацию, если они подходили по формату. Есть мальчики и девочки, которые годами не могли пробиться, но сейчас уже есть радиостанции, которые их приняли. Все знают эти имена.

"Y": Что лучше делать молодому артисту - самому нести свою песню на радиостанцию или искать продюсера?

E.R.: Идти через продюсера не советую. В России считается, что продюсер - это человек с кучей бабла, который вложит их в артиста. Так не делается. Сейчас, когда приходишь к продюсеру, он спрашивает: "Деньги есть? Дай лимон, я тебя буду год раскручивать". Я знаю кучу продюсеров, которые так и работают и не хотят вкладывать свои деньги в артиста. У музыканта должен быть менеджер - тот, кто его раскручивает, "продает".

Российский шоу-бизнес пока еще не достиг достаточного уровня развития. Во многом мы еще в совке. Нет даже понимания того, что такое продюсер и что такое менеджер, какие функции они выполняют. У нас менеджером называют лоха, который должен шустрить, бегать. А продюсер - хозяин артиста. Это тот, кто стоит между артистом радиостанциями и телевидением. То есть он берет деньги у артиста, часть заносит куда надо, но большую часть кладет себе в карман и поэтому ездит на крутых машинах и живет в дорогих квартирах.

"Y": А как же знаменитые конкурсы в стиле "Алло, мы ищем таланты"?

E.R.: Не известно, где 90% артистов, которые участвовали в "Фабрике звезд". Они были всего лишь расходным материалом. Их использовали, собрали сливки, а после использования они непригодный материал. Даже победители. Я считаю очень талантливыми людьми Полину Гагарину и Никиту Малинина. Но они сами карабкаются в шоу-бизнесе. Где их контракты? Где звездная жизнь? Это не правильно. Это же люди, которые доказали свой талант. Почему они не мегазвезды? Мне кажется, проблема в том, что деньги закончились, а значит, радиостанции и телеканалы не хотят показывать их дальше.

"Y": Значит, они не заработали денег в то время, когда были звездами?

E.R.: Чтобы зарабатывать деньги, артист должен ротироваться на радио и телевидении - тогда его будут знать, любить и ходить на его концерты. Потому что только выступления дают реальные заработки. Хотя, надо признать, сейчас авторы и исполнители уже начали получать авторские гонорары. Это огромный шаг вперед в сфере шоу-бизнеса.

Теперь артист зарабатывает не только тем, что работает в ресторанах и дает концерты. Достаточно заключить договор с компанией, которая будет отслеживать, грубо говоря, где и сколько раз была поставлена песня, собирать деньги и, забирая свои проценты, отдавать артисту его долю. Артист может лежать на диване, а ему будут капать деньги за хит, который он когда-то написал. Во всем мире это существует уже давно. Авторы, которые написали "We are the world" и другие великие песни, живут только за счет авторских. Есть авторы, которые написали один хит и до сих пор живут благодаря этому.

"Y": Достаточно ли средств Интернета, чтобы стать знаменитым?

E.R.: Артист должен биться, карабкаться, стабильно делать хиты. Но и без помощи ему не обойтись. Вот Петр Налич, который начал с "Гитар, гитар… мой будуар!", не остановился на этом, собрал хороший коллектив, продолжил писать песни и даже участвовал в Евровидении в этом году.

"Y": Ты бы хотел участвовать в "Евровидении"?

E.R.: Открою секрет, я собираюсь участвовать в отборочном конкурсе, но в Турции. Мой папа - турок, и я много лет прожил в этой стране, до того как приехал в Москву. Я с удовольствием поеду на Евровидение, чтобы просто там спеть. Мне наплевать, какое место я займу. Победитель там определяется политикой, и не хочется даже лезть в это. Я мечтаю о сцене. Мой девиз: не предавай свою мечту, и мечта не предаст тебя. Если ты будешь идти к твоей мечте, то она пойдет к тебе навстречу, и вы обязательно встретитесь.

Выбор читателей