Лажа на распродажах

Мало кто может равнодушно пройти мимо огромного плаката "-70%" или "финальная цена". Однако "финальная цена" может оказаться гораздо выше первоначальной, а 70%-я скидка превратиться в наценку


ФОТО: AP



Если бы не покупка вентилятора, мне бы и в голову не пришло проверять честность давно любимой одежной сети. А тут в самый разгар жары посчастливилось мне оказаться там, где выбросили (ну прямо как в советское время!) вентиляторы. Причем те самые, которые я еще весной не купила, рассчитывая приобрести модель получше. Тогда стоили они - точно помню - 799 рублей. Разумеется, ничего я весной не купила, о чем и горевала, таща домой вентилятор. Дело в том, что это хилое одноразовое чудо китайского производства теперь досталось мне за 1037 рублей. Как говорится, почувствуйте разницу.

Каково же было мое изумление, когда те же вентиляторы я увидела в магазине другой торговой сети, тоже позиционирующей себя как дискаунтер. На бумажке гордо красовалась цифра в 2999 рублей. А рядом – перечеркнутая красным цифра в 3999 рублей. То есть меня пытались убедить, что это барахло стоило дороже крутых немецких моделей, да вот продавец смилостивился и скинул 1 тыс. рублей...

Эта наглость так меня поразила, что, заглянув по дороге для успокоения в любимый магазин и увидев там распродажу, я чисто механически начала искать на ценнике приглянувшегося костюма первоначальную цену. И нашла. Не иначе как жара расслабила продавщиц, наклеивавших новые ценники: кто-то из них промахнулся, и ярко-оранжевая бумажка не закрыла полностью прежнюю цену. Уже первые цифры настолько меня поразили, что я отколупала новый ценник полностью. И выяснила, что теперь костюм стоит на тысячу с лишним рублей дороже.

Разумеется, среди продавщиц и администрации магазина начался переполох. Разумеется, мне менеджер заявила, что ценники были просто перепутаны. Плюсом стало то, что костюм мне достался в результате за 30% цены. Минусом – я вовсе не собиралась его покупать, но после всех разбирательств просто не смогла с ним расстаться.

После этого я стала внимательнее на распродажах. Это принесло свои плоды. Я выяснила, что одни и те же вещи могут выставляться даже в магазинах одной сети по разным ценам (в том числе при одинаковых якобы скидках). Что сезонные вещи, висевшие на распродаже в прошлом году, могут также мирно висеть и в этом сезоне, и не обязательно на распродаже. Так, в разделе "новая коллекция" в одном из обувных магазинов я увидела мокасины, купленные мною на распродаже... три года назад. И, наконец, что в вещи для распродажи засовывают испорченные или бракованные изделия.

Знакомый юрист, занимающийся, в том числе, делами о защите прав потребителя, рассказал мне, что подобными махинациями иногда грешат и западные магазины. Конечно не в таком масштабе и главное - с очень серьезными последствиями в случае обнаружения обмана. Как правило, на чистую воду их выводят общества потребителей, которые с началом распродаж буквально ежедневно мониторят магазины. По результатам их общественных проверок может быть открыто и разбирательство властей, но чаще всего оказывается достаточно публикаций в прессе. По его словам, одна бельгийская торговая сеть чуть не разорилась после того, как была опубликована информация о ее махинациях с ценами на распродаже.

Но это на Западе – там общества потребителей являются мощными общественными организациями, выпускающими собственные журналы и телепрограммы. У нас общества защиты прав потребителей – структуры, известные в основном журналистам, особым влиянием они не пользуются. О собственных журналах и телепрограммах вообще молчу. Поэтому нашим гражданам нужно самим держать ухо востро и не позволять нечестным торговцам обманывать.

На основании собственного опыта и советов зарубежных потребительских обществ могу дать следующие советы:

- Готовьтесь к распродажам заранее. Выберите несколько магазинов (марок), которые вам подходят. Еще в разгар сезона зайдите в них, посмотрите коллекции, прикиньте, что вам действительно стоит прикупить. Запомните, а еще лучше запишите цену приглянувшихся вещей. С таким списком вам будет легче ориентироваться на распродажах.

- Не стесняйтесь отколупать наклейку с новой ценой, чтобы узнать первоначальную цену. Если вы обнаружите, что цена менялась несколько раз, то знайте: эта вещь не с распродажи, а с уценки. Подумайте, с чего бы это она могла залежаться.

- Имейте в виду, что вещи на распродажах не должны иметь дефектов. Вещь с дефектами, в том числе с оторвавшейся пуговицей или следом от помады, должна быть уценена дополнительно.

- Не покупайте на распродажах "писк сезона". Опытные покупатели вообще ходят на распродажи только премиальных марок классического стиля: хорошего качества "маленькое черное платье" или твидовый пиджак с распродажи мало чем отличаются от таких же из новой коллекции и прослужат вам долгие годы. А скидка даже в 30% при достаточно высокой первоначальной цене составит вполне существенную сумму. А вот покупать на столичных распродажах люксовые вещи известных дизайнеров не стоит: цена их такова, что проще слетать на распродажи в Европе.

- Не поленитесь проверить соответствие новой цены заявленным скидкам. Особенно если скидка не в 50%. Дело в том, что продавцы – хорошие психологи. Они понимают, что разделить цену пополам покупатель может и в уме. А вот вычесть 25%, 30%, 70% без калькулятора сложно. Вот и прибавляют сотню–другую. Скорее всего, у вас есть калькулятор в телефоне – воспользуйтесь им. Если продавец будет отказываться продавать вам вещь по "правильной" цене, напомните ему, что несоответствие заявленной скидки и реальной является обманом потребителя и наказывается существенным штрафом.

Помните, что на вещи с распродаж распространяются те же правила, что и на остальные товары. В том числе право сдать разонравившийся товар обратно.

Выбор читателей