Гречка вернулась в СССР

В дефиците и росте цен виновато советское воспитание. Поскольку все ждут, что продукт подорожает, то он и дорожает, и исчезает с прилавков




Еще пару – тройку месяцев назад мало кто мог предположить, что к концу августа с полок крупнейших московских магазинов исчезнет гречка, а ее стоимость в некоторых случаях подскочит до 80 – 100 рублей. Вслед за столицей "гречневая" эпидемия охватила и другие регионы России. Причем никто не может объяснить, почему такой ажиотаж возник именно вокруг этой крупы, которую большинство россиян потребляет максимум несколько раз в месяц, но уж никак не ежедневно. Одной лишь засухой подобный парадокс не объяснишь. Даже куда более насущная пища, такая как хлеб, растет в цене гораздо скромнее, хотя тоже весьма ощутимо.

Неадекватный спрос на гречку эксперты называют паническим и сравнивают с ситуацией 2006 г., когда с прилавков также начали сметать соль, закупая порой поистине стратегические запасы – на десятилетия вперед. Они ожидают, что ситуация нормализуется в течение месяца, особенно с учетом того, что уже пошли первые поставки "дефицитной" крупы из Китая. Правда, ее качество оставляет желать лучшего, поэтому некоторые переработчики отказываются использовать китайское сырье и предпочитают дожидаться родной гречихи – из Алтайского края, где есть надежда получить неплохой урожай. Однако снижения цены на готовую продукцию потребители уже вряд ли дождутся.

Впрочем, отчасти они сами в этом виноваты, полагает генеральный директор экономико-правовой школы ФБК* Сергей Пятенко. "Любая паника, любой дефицит и связанный с этим рост цен имеют как экономическую, так и психологическую составляющую, - поясняет он. – Раз есть засуха, есть и опасения людей, что цены вырастут. Также в нашей психологии еще много родного, советского, когда запасаться продуктами питания было рациональной стратегией. Поэтому отчасти рост цен спровоцирован населением. В таких случаях он становится самоисполняющимся пророчеством: поскольку все веруют, что цена на гречку вырастет, то она и растет. Если бы мы с вами торговали гречкой, мы бы сейчас просто смотрели в потолок и поднимали цены каждую неделю, ни о чем больше не думая, даже если бы нам поставщики цены не меняли. Все так и поступают".

Представители ритейла свое участие в ценовом беспределе отрицают. По словам владельца розничных сетей Дмитрия Потапенко, повышение цен сейчас – общий тренд, которому следуют абсолютно все поставщики. Согласно новому закону о торговле, они должны заранее уведомлять магазины о намерении повысить стоимость своей продукции. И уже все торговые сети получили такие уведомления не только по крупе, но и по молочной продукции, и по мясу. "Мы стараемся сдержать это, - уверяет бизнесмен. - Не по причине того, что мы сильно хорошие. Мы подонки. Я бы с большим удовольствием цену задрал и в сто, и в двести раз. Только вы, к сожалению, как покупатель от меня уйдете. Вы просто измените свои покупательские предпочтения, как это произошло в начале псевдокризиса, вместо крупы и гречи перейдете на пшенку. Я вас уверяю, у вас, как у потенциального покупателя, гибкая психика, и вы сделаете правильный выбор – просто перейдете на другой вид продуктов. Похожий, но другой".

Но и поставщиков тоже можно понять, считает аналитик компании "Брокеркредитсервис" Татьяна Бобровская. Она полагает, что новые цены взяты отнюдь не с неба. Просто в последние два года многие производители старались сдерживать рост стоимости своего товара в связи с тем, что в экономике наблюдался кризис, и уровень благосостояния населения снизился. Хотя себестоимость производства неуклонно росла. "Повысились цены на тарифы, на электроэнергию, людям нужно повышать зарплату. Сейчас, по мере восстановления экономики, все начинают возвращаться к традиционной системе, к повышению своей рентабельности. И все эти факторы так совпали, - размышляет эксперт. - Я думаю, что любой производитель может предоставить детальную калькуляцию, почему они повысили цену именно на такую сумму". Она полагает, что по большинству товаров цены уже приблизились к тому потолку, который ожидался. Возможно еще незначительное увеличение по ряду позиций – на 5%, максимум 10%. Чуть менее оптимистичен Сергей Пятенко – он прогнозирует скачок цен на 10% – 20%.

Дмитрий Потапенко потолка цен в России не видит по причине того, что ее границы "закрыты" высокими таможенными пошлинами и другими ограничениями. Это не дает возможности оперативного удовлетворения возросшего потребительского спроса за счет импорта. А значит, в любой момент может возникнуть дефицит любого товара. В этом совсем недавно убедились жители "засушенных" районов России, столкнувшиеся с нехваткой кондиционеров и вентиляторов. Если бы у продавцов была возможность еженедельно завозить соответствующую продукцию из Китая, цена на нее выросла бы не в три – четыре раза, а всего на 10% – 20%, уверен предприниматель.

* Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента

Выбор читателей