Леса горят – тандем дымится

Не вспыхни пожары с новой силой, положение дел в лесном хозяйстве не претерпело бы особых изменений. Однако то, что произошло в последние дни на Алтае, не могло не вызвать бури


ФОТО: AP



Возобновившиеся пожары еще больше накалили и без того непростую социально-политическую обстановку, изрядно разогретую еще в августе. Катастрофические последствия августовских пожаров, а также последних событий на Алтае требуют от руководителей государства адекватных шагов. Это, в свою очередь, начинает представлять все большую угрозу действующему статус-кво.

В среду, видимо находясь под впечатлением от бушующих на Алтае лесных пожаров, президент Дмитрий Медведев обрушился с жесткой критикой на организацию лесного хозяйства страны и его нормативную базу – Лесной кодекс. По мнению главы государства, и то, и другое никуда не годится. Исходя из того, что в соответствии с "негодным" Лесным кодексом, основную ответственность за происходящее в лесах несут регионы, Дмитрий Медведев потребовал создать механизм изъятия полномочий в сфере лесного хозяйства у регионов, подчеркнув, что это будет автоматически означать отставку региональных чиновников вплоть до губернатора.

Напомним, что ранее главой государства уже было принято одно кардинальное решение по лесной отрасли. В середине августа премьер-министр РФ Владимир Путин заявил о целесообразности передачи Рослесхоза в прямое подчинение правительству РФ (ранее он находился в ведении Россельхоза). Через некоторое время после этого распоряжением премьера был заменен руководитель федерального агентства. есто главы Рослесхоза занял Виктор Масляков. Что касается президента, то он не стал возражать на предложение премьера, и указ о передаче агентства в прямое подчинение правительству был подписан им уже 27 августа. Правда, при этом Дмитрий Медведев указал на необходимость внесения изменений в законодательство о лесе и, в частности, ревизии Лесного кодекса. Между тем, как заявил новоиспеченный глава Рослесхоза, кардинальных изменений в Лесном кодексе не планируется.

Многим подобное решение показалось на тот момент довольно странным, так как именно принятый в 2006 г. крайне неудачный и неоднозначный Лесной кодекс, по мнению экспертов, стал главной причиной столь масштабных лесных пожаров. Так, благодаря проведенной в соответствии с ним "реформе" лесного хозяйства, была ликвидирована государственная лесная охрана . Количество лесников-обходчиков сократилось в разы, а предотвращение пожаров перестало входить в их обязанности.

Возможно, не вспыхни пожары с новой силой, положение дел в лесном хозяйстве не претерпело бы особых изменений. Однако то, что произошло в последние дни на Алтае, не могло не вызвать бури. "Мною принято решение передать Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) непосредственно правительству. Если так удобнее работать - пожалуйста, естественно, все документы приняты. Но если этого будет мало, я оставляю за собой право эту структуру поменять радикальным образом", - заявил в среду президент. При этом глава государства довольно критически высказался в адрес Лесного кодекса, кардинально менять который, судя по всему, никто так и не собирался.

"Действующая редакция Лесного кодекса заменила государственную лесную охрану государственным лесным контролем и надзором. На эту тему у нас велась дискуссия, сейчас она обострилась - хорошо это было сделано или плохо", - отметил Дмитрий Медведев. По его словам, слабая сторона действующей системы лесного хозяйства заключается в том, что контроль и надзор состояния лесов осуществляется в виде проверок юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, работающих в лесу. Между тем в России в частной собственности находится лишь крайне незначительная часть лесов, в связи с чем подавляющая их часть оказывается вообще вне всякого контроля. "Это леса, еще не переданные юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, находящиеся в Госфонде, но контроля там такого, как раньше, нет. Раньше эти полномочия осуществлялись на постоянной основе должностными лицами лесхозов и лесничеств", - отметил президент.

Таким образом, можно предположить, что своим решением глава государства перешел незримую границу разделения сфер ответственности. Дело в том, что лесное хозяйство и все, что с ним связано, экспертами традиционно рассматривается как вотчина премьера правительства Владимира Путина. Именно благодаря его поддержке была принята нынешняя редакция Лесного кодекса, против которой возражали многие эксперты. Главными выгодоприобретателями в случае ее принятия становились лесопромышленные и целлюлознобумажные компании. Что же касается самого леса, то его положение с новым документом становилось особенно уязвимым. Еще задолго до событий минувшего августа специалисты предсказывали возможность катастрофических пожаров, вызванных разрушением системы контроля и защиты леса вследствие принятия Лесного кодекса. "Если лето 2010 года окажется на большей части территории страны жарким и засушливым, пожары на природных территориях неизбежно приобретут масштабы национальной катастрофы", - цитирует "Русский Newsweek" прогноз руководителя лесной программы "Гринпис" Алексея Ярошенко, сделанный им еще 3 февраля этого года.

Судя по вчерашним словам Дмитрия Медведева ("...если этого будет мало, я оставляю за собой право эту структуру поменять радикальным образом"), президент не удовлетворен результатами предыдущего решения, то есть передачи Рослесхоза в ведение правительства, о чем просил его Владимир Путин. Более того, он заявляет о готовности идти дальше, то есть, по сути, разгонять руководящий состав агентства, увольнять губернаторов, а главное – менять Лесной кодекс. Очевидно, что подобная позиция вряд ли вызовет исключительное одобрение у Владимира Путина, благодаря которому документ и был принят в его нынешней редакции.

Примечательно, что это уже не первое разногласие между президентом и премьером по серьезным экономическим вопросам. Совсем недавно высшие руководители не сошлись в оценках мер по запрещению экспорта зерна и их последствий. Несмотря на то, что досадная заминка в скором времени была скорректирована и отнесена на неправильную трактовку слов президента, сигнал не остался незамеченным. Нынешнее же заявление президента Медведева подтверждает, что единство взглядов в правящем тандеме становится все менее очевидным.

Впрочем, в данном конкретном случае вряд ли стоит искать политические подвохи. Сказанное Медведевым продиктовано в большей степени отчаянием и раздражением, вызванным новой волной пожаров, нежели желанием уязвить партнера по тандему. И в то же время факт остается фактом: противоречия возникают и множатся не по чьему-то корыстному желанию, а под воздействием объективных обстоятельств. Именно эти обстоятельства все чаще вскрывают ошибки и недочеты, допущенные, по умыслу и без, российским руководством на протяжении последних лет. Количество этих ошибок и их последствий постепенно накапливается, подходя к уровню, после которого их бесконфликтное урегулирование в узком кругу становится невозможным.

Выбор читателей