Российский бизнес хочет себя декриминализировать

Члены РСПП предложили четко разграничить законное предпринимательство и преступное. В существующем виде Уголовный кодекс РФ способствует превращению почти любой деловой деятельности в криминальную


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Российское уголовное законодательство в части, оговаривающей экономические преступления, нуждается в серьезной конкретизации и либерализации. Как пишет "КоммерсантЪ", к таким выводам пришли члены Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), обсуждавшего в понедельник "Концепцию модернизации уголовного законодательства в экономической сфере", подготовленную по поручению президента Дмитрия Медведева.

Документ составлен Центром правовых и экономических исследований в сотрудничестве с Институтом современного развития при поддержке президентского совета по содействию институтов развития гражданского общества. Уже на первых страницах констатируется, что действующее законодательство не защищает предпринимателей, а фактически репрессирует их, криминализируя их деятельность.

"В результате неправового толкования уголовной юстицией норма закона подменяется квазинормой, позволяющей искусственно и безосновательно квалифицировать в качестве преступных те действия предпринимателей, которые иным правом признаются легальными. Такая искусственная криминализация бизнеса создает реальную опасность того, что любой договор, сделка, транзакция могут быть квалифицированы как преступление", - говорится в документе.

Для изменения сложившейся ситуации авторы концепции предлагают внести поправки в 21-ю и 22-ю главы УК РФ ("Преступления против собственности" и "Преступления в сфере экономической деятельности" соответственно). Как заявил глава комитета РСПП по собственности и глава совета директоров "Альфа-групп" Михаил Фридман, в Уголовном кодексе должно быть четко определено, какое предпринимательство является законным, а какое - нет, из него также необходимо исключить из списка отягчающих признаков понятие "организованной группы", поскольку оно часто применяется к обычным юридическим структурам. Фридман также считает, что необходимо запретить правоохранительным органам проводить выемку документов без возбуждения уголовного дела, как это происходит в 50% случаев.

Представлявший концепцию Евгений Гонтмахер предложил в случае наказания по нескольким статьям снизить совокупный срок с 25 до 20 лет, убрать из ст. 171 и 172 УК РФ ("Незаконное предпринимательство" и "Незаконная банковская деятельность" соответственно) понятие незаконности, а также запретить считать юридическим документом признания, полученные во время предварительного следствия.

На вчерашнем заседании члены РСПП также обсудили и проект закона "О полиции", подвергнув его серьезной критике. Управляющий директор по корпоративным отношениям и правовому обеспечению РСПП Александр Варварин отметил, что документ наделяет сотрудников правоохранительных органов чрезмерными полномочиями, оставляя им множество возможностей для получения коррупционных доходов, например, путем оказания платных услуг по охране имущества или получения во владение или использование транспортных средств и другого имущества.

Участники заседания также отметили, что законопроект "О полиции" возвращает стражам порядка исключенное из закона "О милиции" право требовать от организаций "при наличии признаков подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления проведения проверок и ревизий хозяйственной деятельности". В целом, заявил Варварин, закон "О полиции" интересы бизнеса защищает недостаточно.

Администрация Дмитрия Медведева не первый раз предпринимает усилия по либерализации "экономической" части уголовного законодательства. Весной Кремль провел через Думу поправки, повысившие минимальные суммы крупного и особо крупного ущерба, нанесенного в результате экономических преступлений, изменившие текст ст. 174 УК ("Легализация денежных средств, приобретенных лицом в результате совершения им преступления"), а также запретившие помещать подозреваемых в совершении экономических преступлений в СИЗО.

Выбор читателей