Президент открыл ящик Пандоры

Предстоящие два года, очевидно, будут богатыми на события. Всем участникам грядущего выборного сезона стоит морально подготовиться. Что касается осиротевшей столицы, пока ясно одно: главная привилегия москвичей постепенно исчезнет, а главная проблема останется


ФОТО: AP



Затянувшееся противостояние мэра Москвы Юрия Лужкова и федеральных властей завершилось. Решением президента столичный мэр отправлен в отставку с самой жесткой формулировкой: "в связи с утратой доверия".

То, что столичному мэру осталось недолго сидеть в занимаемом им кресле, стало понятно уже в конце нынешнего лета. Наличие в Москве последнего самостоятельного политика, обладающего огромными финансовыми возможностями и высокой долей поддержки населения, давно раздражало Кремль. За все годы существования "вертикали" Лужков и его команда так и не стали ее зависимой частью. Выпадение московской элиты из существующей системы власти на протяжении многих лет оставалось миной замедленного действия, взорвавшейся под ней в минувший вторник. Сигналом к детонации стало накопление критической массы из общественного недовольства, политических ошибок самого мэра, а также событий минувшего лета.

Уход со сцены главного политического тяжеловеса, каковым, бесспорно, являлся Юрий Лужков, станет одним из знаковых событий новейшей российской истории. В полной мере оценить его значение и последствия можно будет лишь по прошествии некоторого времени. Пока же из всей этой истории можно сделать лишь несколько промежуточных выводов.

На первый взгляд, принудительная отставка Юрия Лужкова видится исключительно политическим шагом, мало относящимся к проблемам города как таковым. "Утрата доверия" - абстрактная формулировка, не содержащая указаний на конкретные ошибки и промахи мэра.

Если в ближайшие дни президент не пояснит, что же конкретно не понравилось ему в действиях столичного градоначальника, история с его отставкой начнет принимать довольно неоднозначный характер. Москвичам, включая тех, кто голосовал за Юрия Лужкова три раза подряд, останется лишь укрепиться во мнении, что основанием для отставки мэра стал "привет из 90-х" в виде крайне спорных телевизионных сюжетов или упреки в запоздалом возвращении из отпуска во время летних пожаров. Избитые доводы о пчелах, пробках, "разрушении Москвы" и даже коррупции вряд ли будут использованы в качестве конкретных обвинений. В противном случае в связи с "утратой доверия" в спешном порядке в отставку должна быть отправлена значительная часть всего чиновничьего корпуса страны. Президент как профессиональный юрист не может не понимать, что отмалчивание за формулировкой "в связи с утратой доверия", без цифр и имен, будет способствовать лишь появлению слухов и разрастанию политического стресса в обществе. Впрочем, закон не обязывает главу государства раскрывать истинную подоплеку принимаемых решений, чем Дмитрий Медведев, судя по всему, и воспользуется.

О чисто политической подоплеке отставки Юрия Лужкова говорит и тот факт, что она произошла практически за полгода до окончания срока его пребывания на посту мэра. При этом на протяжении многих лет российская столица оставалась одним из наиболее развитых и благополучных регионов, вряд ли нуждающихся в экстренной смене руководителя. Так что на фоне республик, краев и областей, пребывающих в состоянии безвластия или перманентного банкротства, отставка мэра преуспевающей Москвы выглядит не совсем логичной.

Другой, не менее значимый аспект вчерашних событий, заключается в том, что один из сильнейших политиков страны отправлен в отставку в результате жесткой, а местами и просто грубой (сюжеты на ТВ) процедуры. Тем самым президент де-факто открыл ящик Пандоры, последствия этого еще не раз всплывут в российской политике. Уже в следующем году страна вступает в период больших выборов. При этом все последние события, включая происходящие вокруг московского мэра, свидетельствуют о том, что правящий тандем до сих пор не определился с тем, кому предстоит выдвинуть свою кандидатуру на пост президента РФ в 2012 году. Напротив, по ряду косвенных признаков можно судить о том, что занять его не против оба.

Очевидно, что и 2011 и 2012 гг. окажутся на редкость богатыми на события. Вопрос лишь в том, как обогащенный "новыми приемами" политический инструментарий отразится на их участниках. Ведь единожды использованное и показавшее свою эффективность оружие обречено на многократное повторное применение. Об этом необходимо помнить всем участникам грядущего выборного сезона.

Что касается наиболее очевидных последствий ухода Юрия Лужкова, то судить о них можно будет только после назначения нового мэра. Есть основания полагать, что в ближайшие дни на этот пост будет назначена промежуточная, лояльная Кремлю фигура. При этом часть жизненно важных для города управленческих функций на какой-то период останется в руках прежней команды. Это объясняется тем, что быстро найти кандидатуру, полностью удовлетворяющую запросам Кремля, а также всем требованиям, предъявляемым к мэру Москвы, практически невозможно.

Параллельно будет происходить постепенная передача дел новым управленцам. "Предпродажная подготовка" может затянуться вплоть до президентских выборов 2012 года. Это необходимо для того, чтобы обеспечить спокойную передачу дел и без эксцессов провести выборы. После этого новым президентом может быть произведена очередная смена мэра, в результате которой Москву возглавит надежный человек из команды нового президента. Вполне вероятно, что многие из нынешних московских чиновников сохранят свои посты, как во время переходного периода, так и после него.

Особый интерес теперь представляет судьба знаменитых московских социальных льгот и, конечно же, рынка столичной недвижимости. Что касается первого вопроса, то практически нет сомнений в том, что большинство льгот постепенно будет отменено. С одной стороны, это объясняется не самым лучшим состоянием городского бюджета в связи с последствиями кризиса, с другой – нежеланием федеральных властей допускать очевидной избранности одних регионов по отношению к другим.

Несмотря на многочисленные прогнозы относительно падения стоимости московской недвижимости, в связи со сменой власти в городе подобное развитие событий выглядит маловероятным. Стоимость столичного квадратного метра формируется с учетом огромного количества факторов, включающих характер выделяемой под застройку земли, наличие обременений, коммуникаций, а также стоимости стройматериалов и многого другого. Все это мало связано с личностью городского головы. Основной причиной высокой стоимости столичного жилья остается дефицит доступных для строительства земель и дороговизна основных стройматериалов (прежде всего, цемента).

Что касается пресловутой коррупционной составляющей, то она имеет место практически во всех без исключения регионах. Но, вопреки расхожему мнению, ее доля не превосходит в разы себестоимости строительства. Напротив, она сопоставима с другими, формирующими ее параметрами. В противном случае любое строительство будет просто невозможным. Трудно поверить, что с приходом новых властей коррупционная составляющая исчезнет вообще или станет меньше. По крайней мере, существенно изменить ее не удавалось пока ни в одном регионе.

Не стоит ожидать от новых властей и кардинальных прорывов в дорожной ситуации. Путей развития и совершенствования транспортной сети мегаполиса не так уж много, и все они давно известны. А это значит, что пробки на столичных дорогах сохранятся, по крайней мере, до тех пор, пока не будут завершены основные транспортные проекты, такие как Четвертое транспортное кольцо, радиальные магистрали (Большая Ленинградка, Звенигородский проспект), а также Южная и Северная рокады.

Выбор читателей