Заложники "Норд-Оста" слепнут и глохнут от "безвредного газа"

В Москве вспоминают жертв теракта на Дубровке, произошедшего ровно восемь лет назад. Родственники погибших рассказали о неизвестных подробностях спецоперации по уничтожению боевиков и о том, как живут бывшие заложники теперь




Сегодня в Москве вспоминают жертв теракта в Театральном центре на Дубровке. Со дня трагедии на мюзикле "Норд-Ост" прошло ровно восемь лет, и только сейчас стало известно, что бывшие заложники живут на таблетках, слепнут, глохнут, сходят с ума и рожают детей-инвалидов. Как сообщает "Московский комсомолец", таков эффект "безвредного газа", который спецслужбы использовали, чтобы обезвредить боевиков.

О неизвестных подробностях спецоперации и о том, как сейчас живут люди, побывавшие на роковом мюзикле, изданию рассказали сопредседатель Региональной общественной организации "Норд-Ост" Татьяна Карпова, ее муж Сергей Карпов и сын Николай. В тот страшный день они потеряли сына и брата.

По их словам, несмотря на все заверения властей, что во время спецоперации был применен "безвредный газ", экс-заложники вынуждены постоянно лечить хронические заболевания, у многих проблемы с психикой. Практически все болезни, которыми сейчас страдают пострадавшие в теракте, связаны с мозгом - у людей нарушилось кровообращение и функции дыхания.

По данным Сергея Карпова, 12 человек полностью оглохли, некоторые потеряли память, практически у всех серьезное нарушение функции почек, печени и пищеварения. Кто-то почувствовал себя плохо сразу после штурма, у кого-то проблемы со здоровьем появились позже. Сейчас люди получают инвалидность и попадают в психиатрические больницы.

Врачи объясняют болезни заложников последствиями секретного газа. Правда, такие предположения делаются неофициально. По словам медиков, людей отравили опиатами, так как в здании Театрального центра тогда чувствовался запах нервно-паралитического газа.

Карпов также вспомнил, что с некоторых женщин после штурма брали подписку о том, что они в течение пяти лет не будут рожать, но одна на момент теракта была беременна. В результате у нее родился ребенок с ДЦП и букетом других тяжелых заболеваний.

До сих пор формула этого газа остается в секрете. Ранее в ФСБ заявили, что была использована "спецрецептура на основе производных фентанила". Фентанил относится к наркотическим анальгетикам, и его применение без контроля врачей может привести к смерти. В Минздраве уверяли, что препарат сам по себе летальный исход вызвать не может.

Кроме того, Сергей Карпов считает, что такого большого количества жертв можно было бы избежать, если бы власти грамотно организовали эвакуацию и оказание медицинской помощи заложникам. "Когда после штурма в Театральный центр вошли спецслужбы и медики, то они увидели полный зал покойников. Люди сидели, лежали без сознания, все были синего цвета. Врачи пребывали в растерянности. Ведь их предупредили, что на Дубровке будут раненые с минно-взрывными травмами, ампутациями, огнестрельными ранениями. Про газ им не сказали ни слова", - вспоминает он.

В результате врачам пришлось на глазок определять, чем отравились люди и какую инъекцию им колоть. Например, по словам Карпова, кололи смертельно опасный при передозировке налоксон. А ведь некоторым в суматохе делали и по три укола.

Также должным образом не была организована транспортировка заложников. И живых, и мертвых складывали на асфальт перед зданием, а потом грузили в автобусы и "рафики". При этом с живыми даже не церемонились: укладывали на спину, несмотря на то что из-за отравления газом их тошнило, - некоторые захлебывались рвотной массой и умирали. Более того, пострадавших волоком тащили к автобусам. Об этом свидетельствуют обнаруженные на их телах характерные раны и ссадины.

Также не было продумано, куда везти пострадавших, утверждают Карповы. В одну клинику привозили всего несколько человек, а в другую несколько автобусов с людьми. Принять такое количество больных там не могли и отправляли людей в другое место, а люди, не получившие вовремя медицинскую помощь, умирали. По данным, которые собрали родные заложников, 58 человек скончались в автобусах и больницах, а у 60% погибших в экспертизе написано, что следов оказания им медпомощи не обнаружено.

Родственники погибших на Дубровке также утверждают, что в деле "Норд-Оста" не все прозрачно. Например, их насторожило, что следователи рапортовали о гибели всех террористов при штурме, однако данные видеосъемки, сделанной из окна здания напротив, могут говорить об обратном.

Так, на пленке видно, как после штурма из центра вытащили человека в наручниках, затем подошедшая женщина в него выстрелила, а труп занесли обратно в здание. Кроме того, по словам Сергея Карпова, многие сотрудники Театрального центра на Дубровке заявляли, что видели среди террористов людей, якобы работавших с ними в здании.

Между тем потерявшая сына Татьяна Карпова отмечает, что заложникам так и не присвоили статус "пострадавших при теракте", а в реабилитационном центре при 13-й горбольнице, где обещали помогать бесплатно, на деле требовали большие деньги практически за все. Сейчас о жертвах и пострадавших при теракте забыли, федеральное правительство никак не помогает бывшим заложникам, последние четыре года содействие оказывала только мэрия, цитируют женщину "Новые известия".

Напомним, 23 октября 2002 г. в Москве боевики захватили Театральный центр на Дубровке. В заложниках оказались 912 человек. Спустя три дня, 26 октября, рано утром в здание театра пустили секретный газ. В результате террористы были ликвидированы, а 130 заложников погибли.

Выбор читателей