Турцию заносит на виражах

Запад будет противостоять попыткам Анкары выйти за рамки отведенной ей роли. Любое предложение будет подаваться как попытка поссорить Москву и Вашингтон, а любая инициатива – выворачиваться наизнанку и доводится до абсурда


ФОТО: AP



На прошлой неделе в крупных городах Турции состоялась очередная серия арестов. В последнее время турецкие правоохранительные службы активно работают на трех основных направления: борьба с курдским сепаратизмом, уничтожение ячеек "Аль-Каэды" и раскрытие антигосударственных заговоров. Проводимые мероприятия поражают своим размахом и четкой организацией. По обвинению в терроризме в течение двух дней было арестовано 120 человек. За участие в подготовке государственного переворота в тюрьме оказались более сотни офицеров, среди которых высокопоставленные сотрудники Генштаба. Среди 150 человек, отданных под суд за связи с запрещенной Курдской рабочей партией, тоже есть представители элиты, но рангом ниже – мэры, члены муниципальных и местных советов, руководители и сотрудники местной власти.

Столь масштабные чистки свидетельствуют о том, что пришедшая к власти в 2002 г. Партия справедливости и развития и премьер Реджеп Эрдоган всерьез занялись формированием новой элиты, вытравляя из внутренней политики воспоминания о временах Ататюрка. Столь же радикально меняется и внешнеполитический курс. Первым знаковым событием стало решение турецкого парламента о запрете использовать территорию страны в качестве плацдарма для нападения на Ирак. Еще через полтора года, в ответ на очередной отказ Евросоюза начать процедуру принятия Турции в свои ряды, раздосадованный Эрдоган заявил: "Мы можем вспомнить, что большая территория нашей страны находится в Азии". И, похоже, действительно вспомнили.

Главной причиной корректировки внешнеполитического курса Анкары стали изменения, начавшиеся в мировой политике. На фоне ослабления американского влияния усилилось значение регионального фактора, и Турция, пытаясь оседлать ветер перемен, заявила претензии на региональное лидерство. Эта цель определила содержание новой внешнеполитической доктрины: углубление связей с соседями и уменьшение зависимости от США. В полном соответствии с этим подходом Анкара использовала вторжение Грузии в Южную Осетию для вмешательства в дела Кавказа. Премьер Эрдоган уже на следующий день после начала конфликта привез в Москву "Платформу мира и стабильности на Кавказе" и начал налаживать отношений с Ереваном. Затем, поддержав ядерную программу Ирана и выступив спонсором "флотилии свободы", Турция бросила вызов Вашингтону, порвала с Израилем и продемонстрировала соседним государствам, что разделяет их недовольство экспансией США в регионе.

Проведение столь вызывающей внешней политики требует консолидации общества и, что особенно важно, согласия элит. С обществом особых проблем нет. За десятилетия, прошедшие со времен Ататюрка, люди в большинстве своем так и не прониклись идеями насильственно насаждаемой секуляризации. Население никогда не отказывалось от традиций, и сейчас, когда давление сверху ослабло, это стало бросаться в глаза. Судя по динамике опросов, перелом в настроениях произошел в 2003 г., после начала войны в Ираке. В целом же, за последние десять лет число граждан Турции, положительно относящихся к США, снизилось с 52% до 6%. Турция вместе со всем мусульманским миром выходила на акции протеста во время войн в Ираке и Ливане, во время карикатурного скандала, карательных операций в Газе и расстрела "флотилии свободы". Это значит, что в целом новый внешнеполитический курс отвечает запросам общества.

Что касается элит и армии, тут все сложнее. Старые элиты прониклись духом либерализма, а армия всегда была гарантом верности идеям Ататюрка и даже несколько раз пыталась действовать с позиции силы. Последний такой эпизод имел место в 2007 г., когда партия Эрдогана, выдвинув на пост президента Абдуллу Гюля, имевшего репутацию "исламиста", получила в ответ митинги и угрозы со стороны главы Генштаба, предупредившего, что "армия готова вмешаться в события для сохранения в Турции светского строя". Поэтому ничего удивительного в том, что команда Эрдогана занялась чисткой элит, нет. А учитывая армейские традиции, легко поверить и в наличие заговора, и в связи с разведкой Израиля, который тоже заинтересован в завершении периода правления Партии справедливости и развития и удаления из политики таких людей, как Эрдоган и Гюль. Демократическая оппозиция и старые армейские кадры являются естественным союзником США и Израиля, поскольку рассчитывать на вмешательство собственной армии больше нельзя. Роль военных в политической жизни страны ограничили новые законы, принятые по рекомендации ЕС в рамках демократизации. И теперь любое выступление военных может быть квалифицировано как попытка государственного переворота.

Пока не понятно, как далеко зайдет Турция по пути перемен. Зато уже можно сказать, что ее внешнеполитические начинания не получают поддержки со стороны сильных игроков. Это хорошо видно на двух примерах: развитие событий на Кавказе и реакция на турецкие инициативы со стороны Москвы. О "Платформе мира и стабильности", привезенной в Москву Эрдоганом в августе 2008 г., благополучно забыли. Попытка наладить отношения с Арменией была сорвана американским Конгрессом, который очень вовремя принял резолюцию по геноциду армян. Единственное, что удалось Турции, – расшатать старые схемы партнерства, что негативно отразилось на отношениях Анкары и Баку, осложнило положение России, а самой Турции не принесло никаких существенных дивидендов.

Еще один пробный шар был вброшен главой турецкого МИД, озвучившая идею создания Евразийского союза по аналогии с ЕС, которая не встретила одобрения ни в России, ни, тем более, в США. Зато Европа сумела достойно ответь на это предложение, выдвинув свой проект тройственного союза – ЕС, России и Турции.

Как сообщила британская The Financial Times, авторы доклада "Призрак многополярной Европы" уверены, что для уравновешивания атлантической составляющей Евросоюзу нужны союзники на Востоке. Поэтому они рекомендуют ЕС начать неофициальный диалог по безопасности с Россией и Турцией. По их мнению, этот тройственный союз мог бы взять на себя контроль над ситуацией на Балканском полуострове, в Восточной Европе, на Кавказе и в Центральной Азии. В контексте реальной политики это предложение может быть прочитано совершено однозначно: западноевропейские государства хотят дистанцироваться от проблемных регионов Европы и передать их, вместе с еще более проблемным Кавказом и Средней Азией, на попечение Москвы и Анкары. Тем самым, это предложение, которое невозможно принять.

Зато теперь понятно, каким образом Запад будет противостоять любым попыткам Турции выйти за рамки отведенной ей роли и заручиться поддержкой России. Любое предложение будет подаваться как попытка поссорить Москву и Вашингтон, а любая инициатива – выворачиваться наизнанку и доводится до абсурда.

Без большого евразийского проекта и серьезных союзников на Кавказе Анкаре остается только ближневосточное направление. Как отмечает The New York Times, вызывающая политика Анкары "заставляет подозревать ее в намерении присоединиться к фронту сопротивления Израилю, куда уже входят ХАМАС, "Хезболла" и Иран".

Выбор читателей