Как бороться с хамами на дорогах

Можно долго обсуждать, насколько адекватны и выполнимы предложенные новым столичным градоначальником меры по искоренению пробок. Но надо признать – значительную долю неудобств на дорогах мы создаем себе сами


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Три человека ругались, стоя у припаркованной в нашем дворе машины: мужчина, который не мог из-за нее вывести свое авто из "ракушки"; молодая мама, которой пришлось идти с детской коляской вокруг дома; и я, "всего лишь" промочившая ноги в луже. Мы явно были не первыми недовольными. "Паркуйся правильно, козел!" – было написано пальцем на запыленном боку машины. "Надо бы ножичком, ножичком накорябать", – протянул автомобилист. "Или помадой на стекле, век бы не отмыл", – добавила молодая мамаша. Я же молча пнула колесо и захромала переобуваться. А машина так и осталась стоять: полностью занимая тротуар (а за ним-то – оградка, а за оградкой – грязь на месте газона) и половину проезжей части, аккурат на повороте, вынуждая прохожих либо переходить вброд глубокую лужу, либо отправляться искать обходные пути.

Вот скажите – что можно сделать с такими автохамами? Эвакуаторы за ними не приезжают – проверено. Время от времени в нашем дворе "народные мстители" дырявят шины любителям парковаться прямо в арке – особенно потрясает "газель", которая практически перекрывает проезд через арку любой машины крупнее малолитражки. Но парковаться в арке, на тротуарах (в том числе, прямо перед дверями подъезда) не перестают. Можно, конечно, посетовать на нехватку парковочных мест. Да, их у нашего дома действительно не хватает. Маленькое дополнение – прямо у подъездов. Зато за домом, на другой стороне дороги, сделаны парковочные карманы – и они пустуют даже когда во дворе не протолкнуться. Еще бы – хотя машину при этом прекрасно видно из окон (то есть, такая парковка даже безопаснее, чем во дворе), это же до подъезда придется тащиться пешком целых двести метров...

Не хотелось тащиться, вернее, таскать груз – упаковки с газировкой, и водителю того фургона, что на днях перегородил мне и другим пешеходам проход к метро. Причем, путей обхода у нас не было – и мы вынуждены были минут пятнадцать ждать, пока разгрузка не окончится. "У меня доставка!" – гордо ответил водитель на наши возмущенные вопли. В самом деле – ну не сзади магазинчика же, на проезжей части, ему разгружаться: там дверка маленькая, опять же, лужи, испачкаться можно…

Нарушить правила парковки в Москве уже практически и не считается предосудительным. Паркуются на пешеходных переходах, на автобусных остановках, на тротуарах. На тротуарах паркуются особенно охотно, ведь в этом случае машину не эвакуируют: гаишник может, конечно, оштрафовать, но ведь не будет же он у машины дежурить. И если при этом можно еще сослаться на нехватку парковок, то чем, например, можно объяснить повсеместную любовь выезжать вперед всех остальных, стоящих на перекрестке? Ведь понятно, что такой выезд мешает машинам с перпендикулярной улицы, понятно, что обогнав другие машины на корпус, выигрываешь, в лучшем случае, минуту – а теряешь часы из-за таких же "умников".

А возмущение некоторых "настоящих шумахеров" тем, что им не уступают дорогу по первому сигналу – и даже при настойчивом ослеплении впереди идущего упрямца дальним светом? Недавно один такой "хам педальный" ломился в машину моей подруги, желая проучить непокорную – хорошо, что она имеет привычку запираться в машине, а то бы дело не закончилось битьем ее машины. И тут милиция не помогла: пока девушка в "02" выясняла, что да как, любитель воевать с женщинами уехал. А подруге предложили на выбор: ждать ГИБДД на месте или поехать в отделение милиции и написать заявление. В общем, потратить кучу времени без результата – ведь доказать факт хулиганства можно было бы лишь по горячим следам, пока рядом были свидетели инцидента. Хотя был назван номер машины, и задержать ее не составляло труда.

Да, маленькое дополнение: все это время полоса, на которой разворачивалось действо, стояла. И сколько пробок ежедневно создается исключительно из-за хамства некоторых водителей? Можно сколько угодно обсуждать, насколько адекватны и выполнимы предложенные новым столичным градоначальником меры по искоренению пробок. Но надо признать – значительную долю неудобств на дорогах мы создаем себе сами. И ни мэр, ни премьер, ни президент не могут нам помешать портить жизнь себе и окружающим.

Возможно, поможет увеличение размера штрафов. Но я бы на это не рассчитывала. Так, в Египте, после серии серьезных ДТП с туристами, власти, испугавшись снижения турпотока, ввели запредельные штрафы за нарушение ПДД – не помогло. Здесь видимо, менять надо менталитет, а не систему штрафов. Хотя, с другой стороны, ведь начали же пристегиваться ремнями безопасности после введения более-менее серьезного штрафа. И пропускать пешеходов на "зебре" – и даже вне ее. Пусть не все и не всегда – но все же.

А пока, мне кажется, нужно просто нам самим создать такую атмосферу, при которой станет стыдно вести себя хамски. Может быть, клеить какие-то стикеры на машину. Например: "Я уважаю себя, тебя и ПДД". Или снимать и выкладывать в сети видео с нарушениями, причем очень кстати было бы признание таких съемок и фотографий, наравне с фотографиями с камер видеонаблюдения, доказательствами нарушения для ГИБДД. Уверена, при таком раскладе многие бы трижды подумали, прежде чем нарушать правила: вдруг кто-то снимет их "художества"?

В общем, при заинтересованности водительского сообщества можно придумать много чего. И главное: для такой инициативы "снизу" совершенно не нужно одобрения властей, финансирования и прочих трудновыполнимых вещей. Достаточно собраться, даже и виртуально, нескольким энтузиастам – и "процесс пойдет", как говаривал последний советский генсек. Неужели не сможем?

Выбор читателей