Десять мужчин выйдут на сцену в состоянии аффекта

Один из секретов успеха "Хора Турецкого" - жесткая дисциплина в коллективе. Шестичасовые репетиции, уколы специальных препаратов для лечения больного горла и запрет на секс в день концерта - только верхушка айсберга




"Хор Турецкого" в этом году отмечает 20-летний юбилей. За годы своего существования арт-группа научилась музыкальные фрагменты классики сдабривать роковым инструменталом, а шансон приподняла до уровня мировой музыкальной культуры. Роковые баллады исполняются мужским хором, а женские арии - мужчинами. Бессменный лидер коллектива Михаил Турецкий накануне московских концертов в Кремле рассказал "Yтру", какие уколы помогают срочно снять отек горла, почему солисты лишены секса в день выступления и что чувствуют дети и старики во время концерта.

"Yтро": Михаил, чем на этот раз "Хор Турецкого" удивит гостей на юбилейном концерте в Кремле?

Михаил Турецкий: Программа кремлевского концерта будет яркой и беспрецедентной, в нее войдут лучшие фрагменты нашего творчества за последние восемь лет. Это разнообразная музыка последних четырех веков: традиции и авангард, классика и модерн. Музыкальная феерия будет переходить из века в век, от одного стиля к другому. Будет музыка на разных языках. Будет "Призрак оперы", "Богемская рапсодия" "Queen", "Фортуна" Карла Орфа - культовое произведение XX века о том, что в нашем мире царствует судьба.

На этом концерте презентуется наш "дочерний" проект "Сопрано 10". Будут очень интересные совместные номера, когда женская ария будет исполнена одним из мужчин и женским хором, причем женщины будут петь в эстрадной аранжировке, а мужчины - в классике, и все будет сочетаться в причудливом коктейле.

Программа насыщена музыкальными сюрпризами, и она повторяется на одном дыхании - мы сейчас ее презентуем в российских регионах. Это идеальный спектакль, который тщательно отрежиссирован, где основа - музыка, хореография, актерское мастерство. Музыкальные фрагменты классики в нашем случае сдобрены для лучшего усвоения роковым инструменталом, а шансон приподнят до уровня мировой музыкальной культуры, потому что исполняется шикарными голосами. Роковые баллады исполнены мужским хором, женские арии исполнены мужчинами. За счет того, что история перевернута по жанрам, из нее высекается магнетизм.

"Y": Вы даете концерты чуть ли не каждый день. Как выжить в таком темпе?

М.Т.: Хор Турецкого более двухсот раз в год выходит на сцену. Не все выступления, конечно, проходят в формате сольного концерта. Есть участие в сборных концертах, есть корпоративные выступления, есть телевизионные съемки. Все это требует ответственности и очень мощной физической и психологической подготовки. Нас спасает то, что мы команда, и если кто-то вдруг слегка приболеет, то, как на футбольном поле, можно играть вдесятером.

На удивление, артисты редко болеют так, что не могут выйти на сцену. Для критичных случаев всегда есть врач-фониатр и разные формы поддержки голоса в случае отека при ОРЗ, гриппе или ангине. Например, укол гидрокортизона в подсвязочное пространство на три часа снимает отек, и человек может петь при любом заболевании. Но этим нельзя злоупотреблять. Так что стараемся беречь здоровье.

Голос для нас - это все, и мы не только за ним ухаживаем, но и тренируем. Солисты нашего коллектива умеют правильно петь. От этого голосовой аппарат становится все мощнее и мощнее. Пример этому - Иосиф Давыдович Кобзон. Чем больше он в своей жизни пел, тем лучше звучал голос. Я лично присутствовал в юбилейном туре по поводу его 60-летия, мы с ним объездили сто городов. Я удивлялся тому, что он с каждым концертом пел все лучше и лучше, хотя пел по четыре часа. Так что мы далеко не рекордсмены. Нас десять, мы друг друга можем всегда поддержать. Так, чтобы концертная программа не пострадала, потому что убойная сила вокала десяти мужчин в таком состоянии аффекта на сцене неимоверно сильна.

"Y": Сложно ли поддерживать дисциплину в группе?

М.Т.: Есть определенные режимные требования, и артисты их неукоснительно выполняют. Алкоголь на маршруте исключается полностью. Романтические отношения исключаются в день концерта, потому что можно недодать энергию потом в зал. Никто не курит. Большинство людей занимаются фитнесом, на гастролях это тоже возможно: мы останавливаемся в гостиницах, где есть тренажерный зал, бассейн. Это все добавляет эмоций и сил в непростом концертном туре. И потом, не бывает по 10 - 15 концертов подряд. Обычно пять - шесть концертов, а потом день - два перерыва.

"Y": Расскажите, как обычно проходят репетиции?

М.Т.: Если нет концерта, то в расписание коллектива заложена шестичасовая репетиция. После вокальной репетиции приходят хореографы, начинается движение, танцы, постановка концертных номеров. С нами работают два хореографа, мужчина и женщина, потому что нужна альтернатива видения - чтобы они между собой спорили, и в споре рождалась истина. Мы проводим разбор полетов, анализируем выступление, иногда просматриваем съемку, разбираем сложные произведения. Потом есть такое понятие, как мозговой штурм: обсуждение репертуарной политики, как составить программу на то или иное мероприятие, тур.

"Y": Как вы выбираете репертуар для концерта?

М.Т.: У нас в репертуаре 400 композиций, это дает возможность сильно разнообразить программную работу. Мы можем проанализировать, с каким репертуаром мы были год назад, например, в Алма-Ате. И, чтобы порадовать поклонников, мы делаем на 100% новую программу. Это всех приводит в восторг. Правда, в конце начинаются просьбы из зала, потому что все хотят старых песен, а ты уже два с половиной часа отработал. Обычно мы стараемся, чтобы на концерте 20% - 30% составляли полюбившиеся композиции: "Вечная любовь", "Карузо", "Чемпионы", "Хава нагила", "Besa me Mucho", "Первый тайм", "Весна на Заречной улице"... Даже "Мурку" заказывают! Очень сложно сделать так, чтобы и новое было, и старое.

"Y": Вы соединяете музыкальные произведения самых разных жанров - от классических арий до советской популярной музыки. Есть ли у вас особый рецепт такой "солянки"?

М.Т.: В Голливуде когда-то спорили, можно ли надеть джинсы и кроссовки вместе со смокингом. Все зависит от того, как скроен смокинг и какого цвета будут кроссовки и джинсы. Можно смешивать все. Зависит от того, какой у тебя вкус. Если ты гений и у тебя безукоризненный вкус, то любой человек почувствует энергетику и поймет, что это правильно скроено.

Мы иногда женим несовместимое, и оно живет в счастливом браке. Есть русский городской романс "Белеет парус одинокий" и музыка из кинофильма "12 стульев" "Белеет мой парус такой одинокий". Вместе они работают гениально, хотя это разные эпохи и разный творческий почерк композиторов.

У нас "Призрак оперы" звучит вместе с кантатой Сергея Прокофьева "Александр Невский". Мы их соединили, потому видим общую природу. Мы уверены, что Прокофьев повлиял на Эндрю Ллойда Вебера. В середине XX века, когда происходило становление его композиторского мастерства, была очень модной музыка русского композитора.

"Y": Как бы вы описали свою аудиторию?

М.Т.: Наш формат подходит для всех возрастов - от 0 до 95, но требует определенного психологического и нравственного уровня. Мой отец до последних дней своих - он ушел из жизни в прошлом году, ему было 96 лет - приходил на наши концерты и жадно ловил все музыкальные фрагменты. У него разглаживалось лицо и улучшалось кровообращение головного мозга. Он получал удовольствие от разных песен. И такое же удовольствие получают дети.

Наше стремление - чтобы к нам ходили молодые люди. Наш формат не только развлекательный, в нем очень много просветительского. Если молодым людям в семье не привили интерес к музыке, то они им больше нравится ритмичная модернизированная музыка, под которую можно танцевать. А слушать мелодию неохота. Так вот, к нам родители приводят детей, и они подсаживаются на "Хор Турецкого". У нас сегодня нет никаких ограничений. Мы привлекаем и тех, кто никогда не пойдет в консерваторию, потому что думает, что там делают консервы. Если в детстве родители не объяснили, что есть классическая музыка, откуда ты об этом узнаешь? Для телевизора это не формат, а на канал "Культура" палец не у всех жмется, хотя я его люблю и смотрю часто.

Мы очень элегантно, сдабривая классику ферментами рок-инструментала, поп-культуры и r’n’b, то есть направлениями, более понятными за счет более демократичного ритма, начинаем потихоньку приучать свою публику к тому, что есть огромный пласт потрясающей музыки в мировой культуре, и музыка - часть человеческой жизнедеятельности. Что есть не только попса и шансон, но еще и другие направления. Таким образом, аудитория расширяется не мытьем, так катаньем. И у нас это получается, слава богу.

"Y": Что такое "Сопрано 10"?

М.Т.: "Сопрано 10" - это наша гордость. Сегодня, в ХХI веке, нам намного легче было создать новый коллектив, чем делать себя 20 лет назад. "Хор Турецкого" - первооткрыватели нового направления: арт-группа. "Сопрано 10" идет по пути, открытому нами, и я ее тщательно продюсирую с первой репетиции.

Нам было намного легче найти артистов-девушек, потому что поющих женщин в нашей стране намного больше, чем мужчин. У нас был шанс выбрать лучших. На кастинге было более 300 персоналий, у которых есть высшее музыкальное образование. Мы отобрали сначала 30, а потом десять. Не трудно понять, что в этой истории оказались очень талантливые яркие девушки со всей России, а две даже из бывшего Союза и с Ближнего Востока.

"Y": Получился такой женский аналог "Хора Турецкого"?

М.Т.: "Сопрано 10" не аналог мужской группы. Слово "аналог" я исключаю, потому что женщина не может быть аналогом мужчины. Это новый виток бренда "Хор Турецкого" на базе наших завоеваний. Это новая группа, наш дочерний проект.

Репертуар девушек похож на наш - это мировая музыкальная культура. Правда, у них он более ограниченный пока. Хотя за полтора года существования у них уже 40 композиций, с которыми они работают в сольном концерте.

Зато у них есть свое ноу-хау - потрясающая поэтесса и свои авторские произведения. Но в основе все равно проверенная временем хитовая музыка разных жанров. Они берут классику, например Петра Ильича Чайковского, и пишут русский текст. Берут проникающую в душу мелодию из фильма "Профессионал" с Жан-Полем Бельмондо и пишут русский текст. Это становится новым форматом, особенно в исполнении поющего женского ансамбля, где каждая солистка - звезда в разном направлении. В "Сопрано 10" есть своя Уитни Хьюстон, своя Глория Гейнер, своя Людмила Зыкина - только ей 25 лет, и она молодая красавица. Это музыкальный коктейль. Получилось что-то между Ларой Фабиан и Spice girls.

Выбор читателей