В авиации развивается поХАБная тенденция

Ситуация, когда из Владивостока в Хабаровск можно долететь только через московский хаб – ненормальна, как ненормально и то, что многие региональные аэропорты напоминают обветшалые коровники


"Шереметьево", терминал D. ФОТО: ИТАР-ТАСС



Российские аэропорты стремятся стать хабами. Восстанавливающийся после кризиса рынок авиаперевозок открывает для этого хорошие перспективы, но не у каждого аэропорта получается использовать шанс.

В конце ноября началось строительство нового терминала петербуржского "Пулково". Сейчас это четвертый по значимости аэровокзал в России, через который проходит семь миллионов пассажиров в год. После строительства нового терминала, уже к 2013 г., пассажиропоток возрастет вдвое, и "Пулково" вытеснит из тройки лидеров московский аэропорт "Внуково", став третьим после "Домодедово" и "Шереметьево". А к 2025 г. полностью модернизированный санкт-петербургский аэропорт-хаб сможет ежегодно принимать 22 миллиона человек.

Не отстают и московские аэропорты. Лидер по пассажиропотоку "Домодедово" в 2011 г. планирует осуществить IPO и надеется привлечь порядка $1 млрд, необходимых для расширения (строительства новой взлетно-посадочной полосы и терминалов). "Шереметьево" – крупнейший российский международный аэропорт со стопроцентным государственным участием – намерен в ближайшее время приступить к развитию второй летной зоны с третьей взлетно-посадочной полосой. Руководство аэропорта уверено, что это позволит реализовать транзитный потенциал Москвы в качестве ведущего транспортного узла Восточной Европы. Уже сейчас пропускная способность Южного аэровокзального комплекса общей площадью более 400 тыс. кв. м составляет 25 миллионов человек в год, за десять месяцев этого года пассажиропоток вырос почти на треть. К 2015 г. "Шереметьево" намерен добиться статуса лучшего аэропорта-хаба в Европе по качеству обслуживания пассажиров.

Хабы появляются и в других регионах. В Ростовской области планируется построить крупнейший на юге России аэропорт "Южный". Средства на его строительство уже заложены в соответствующей федеральной целевой программе, интерес к проекту проявляют иностранные инвесторы. Из ныне действующих выделяется Хабаровский аэропорт. В этом году он получил очередной приз конкурса "Лучший аэропорт года стран СНГ": победил в номинации "аэропорт с ежегодным объемом перевозок более миллиона пассажиров". Ранее он уже завоевывал приз в номинации "Интенсивно развивающийся аэропорт" и удостоился премии за большой вклад в развитие материально-технической базы.

Хабом "регионального масштаба" намерен стать тюменский аэропорт "Рощино": в 2011 г. начнется его расширение. Новосибирский "Толмачево" – крупнейший аэровокзальный комплекс Сибири и Дальнего Востока – недавно обзавелся "зеленым коридором" и хочет превратиться в международный мультимодальный транспортный комплекс, включающий в себя железнодорожный вокзал. Туда будут прибывать скоростные поезда из Барнаула, Кемерово и Томска – прямо к борту международных авиалайнеров.

В целом, за развитие международных аэропортов крупных городов можно не беспокоиться: оно будет бурным. Но для того, чтобы российский авиатранспорт стал полноценной системой, этого мало. Нынешняя ситуация, когда, скажем, из Владивостока в Хабаровск можно долететь только через московский хаб – ненормальна (в России из региона в регион через Москву ежегодно летают десять миллионов человек). Как ненормально и то, что многие региональные аэропорты напоминают обветшалые коровники.

Кризис регионального авиасообщения погубил аэропорт "Быково", закрытый в середине октября. У компании-оператора истек срок действия сертификата на ведение аэропортовой деятельности, а новых желающих использовать объект по назначению не нашлось. Аэропорт, конечно, нуждался в обновлении, но в целом был вполне пригоден для обслуживания внутренних линий и бизнес-авиации.

Одним словом, нужно развивать внутренние авиалинии. Но как это сделать, если по цене они сильно проигрывают железной дороге, а по качеству услуг и безопасности – рейсам через Москву? По подсчетам отраслевых экспертов, для обеспечения конкурентоспособности авиакомпаниям нужно снизить себестоимость региональных перевозок как минимум на 13%.

Недавно генеральный директор екатеринбургского международного аэропорта "Кольцово" Евгений Чудновский предложил такую схему: региональные аэропорты снизят ряд тарифов для рейсов, совершающих региональные перевозки, а федеральный бюджет компенсирует им сократившийся из-за этого доход. Дотации должны составить порядка 1,5 млрд руб. в год.

Эта схема, по словам Чудновского, позволит на 20% разгрузить московский авиаузел и даст двукратное увеличение мобильности населения. Снижение цен на услуги местных авиалиний и повышение качества их услуг действительно стимулирует граждан больше путешествовать по стране. А это важно не только для экономики, но и для сохранения целостности государства. И тогда уж за хабами дело не станет.

Выбор читателей