Черный ящик Ту-154 не могут найти

Следователи до сих пор не могут найти речевой самописец самолета, разбившегося в "Домодедово". Если черный ящик, записавший разговоры пилотов не обнаружат, будет возбуждено уголовное дело


ФОТО: AP



Расследование катастрофы самолета Ту-154М "Авиалиний Дагестана" застопорилось. Оказывается, следователи до сих пор не могут найти один из черных ящиков - речевой самописец воздушного судна, регистратор переговоров, которые вели пилоты перед аварией. В результате дело о крушении изменило статус и из московского транспортного СК было передано в главное следственное управление СКП РФ.

Как пишет "КоммерсантЪ", следователи работают в аэропорту "Домодедово" с того самого дня, когда случилась авария, то есть с 4 декабря. Был проведен и детальный осмотр обломков, и облет места крушения на вертолете. Однако результатов эти действия не дали и, если в ближайшее время речевой самописец не найдут, встанет вопрос о возбуждении уголовного дела.

Обычно, по словам специалистов, для расследования воздушных катастроф хватает параметрических и аварийных самописцев. Черный ящик МАРС-БМ, фиксирующий речь пилотов, играет, скорее, вспомогательную роль. Однако в истории с крушением Ту-154 все обстоит с точностью наоборот. По одной из версий, в этой трагедии виноваты сами пилоты.

Дело в том, что причиной сбоя в работе двигателей Ту-154М в небе стал недостаток давления в топливной магистрали самолета. Причину этого сбоя и хотят понять эксперты. По мнению пилотов "Авиалиний Дагестана", подача топлива к двигателям сократилась из-за попадания льда в топливные фильтры. Однако некоторые полагают, что недостаток давления возник из-за того, что пилоты забыли перед вылетом включить электронасосы подкачки, которые подают керосин из расходного бака к двигателям. Таким образом, самолет поднялся в воздух на вспомогательных дистанционных насосах. А на высоте созданного ими давления не хватило, и двигатели стали отключаться.

Установить, действительно ли электронасосы были выключены, теперь невозможно. Как оказалось, параметрические и аварийные самописцы не фиксируют их работу. Поэтому следователи хотели послушать разговоры пилотов, чтобы узнать, как они действовали.

Обычно речевой самописец МАРС-БМ находится в технической нише под пилотской кабиной. Этот черный ящик, как правило, без труда находят даже при других, более крупных катастрофах. Замгендиректора "Авиалиний Дагестана" Гаджихан Керамалиев пояснил "Коммерсанту", что МАРС-БМ штатно закреплен под кабиной пилотов и там же, скорее всего, находится сейчас. "Чтобы поднять кабину, придется перерезать электрокабели, которые эксперты сейчас "прозванивают", оценивая техническое состояние самолета", - сказал он.

Сегодня официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин сообщил журналистам, что речевой самописец находится, скорее всего, под фюзеляжем разбившегося самолета. "В ближайшее время к месту аварии будет подогнана спецтехника, с помощью которой будут подниматься крупные части авиалайнера, чтобы извлечь третий бортовой самописец. Место аварии по-прежнему оцеплено", - рассказал он.

Напомним, днем 4 декабря у Ту-154М "Авиалиний Дагестана", вылетевшего из "Внуково" в Махачкалу, во время набора высоты отказали два из трех двигателей. Экипаж принял решение садиться в "Домодедово", однако в процессе снижения у машины вышли из строя генератор и система навигации.

Самолет жестко приземлился мимо полосы, пересек ее и врезался в холм, разломившись пополам. В результате погибли два человека - брат президента Дагестана Магомедсалама Магомедова и мать судьи Конституционного суда Гадиса Гаджиева, - более 80 получили травмы. По факту произошедшего возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ ("Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта").

Выбор читателей