Звезды-гиганты конкурируют с БАК

Крупнейший ускоритель элементарных частиц во Вселенной находится вовсе не в швейцарских Альпах. Астрономы утверждают, что на расстоянии 7,5 тысяч световых лет от нас работает коллайдер, в полтора раза мощнее БАК

ФОТО: NASA

Крупнейший коллайдер во Вселенной был обнаружен астрономами на расстоянии около 7,5 тыс. световых лет от Земли в области гигантской звезды Эта Киля.

Самый мощный ускоритель частиц формируется в космосе за счет гравитационной силы, которая возникает между двумя массивными звездами. Одна из них считается крупнейшим из известных современной науке светил - Эта Киля более чем в 150 раз тяжелее Солнца. В ее звездной системе формируется своеобразная "ловушка для элементарных частиц". Гравитация разгоняет протоны до скоростей, при которых их энергия достигает показателя в 10 ТэВ. Это практически в полтора раза больше, чем максимум, достигнутый на БАК, который работает на Земле, в швейцарских Альпах.

Обнаружить "главного конкурента" Большого адронного коллайдера удалось с помощью гамма-телескопа Fermi, который принадлежит NASA. Записи излучения системы Эта Киля и продемонстрировали, что в гравитационном поле звезд-гигантов элементарные частицы разгоняются, не имея при этом возможности покинуть "ловушку".

Помимо протонов, разогнанных до 10 ТэВ, солнечные ветры Эты Киля несут потоки ионов, электрически заряженных атомов. Когда разогнанные протоны сталкиваются друг с другом или этими ионами, рождаются частицы называемые пионами, которые тут же распадаются, выделяя вспышки гамма-излучения, регистрируемого телескопом Fermi, пишет Dailytechinfo.org. Открытие коллайдер звездной системы Эта Киля стало первым практическим подтверждением теории существования подобных гравитационных ловушек для протонов.

В начале декабря крупнейший рукотворный ускоритель элементарных частиц - БАК, - был торжественно отключен. Все эксперименты на коллайдере заморожены до конца зимы, когда физики выйдут с каникул. Подводя итоги 2010 г., который был очень успешным для специалистов БАК, глава ЦЕРН отметил, что ученым удалось довести ускоритель до точки, обеспечивающей хорошую экспериментальную светимость. "Мы находимся в хорошем положении для сбора данных, которые необходимы для получения новых данных, которые положат основу новой физике уже в 2011 году", - заявил Рольф Хойер.