Теракт подтолкнул Медведева к революции

Президент отошел от привычного ритуала, который сводится, в основном, к наставлению спецслужб и требованиям найти и уничтожить террористов. В кои-то веки санкции грозят и силовикам


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Западные СМИ, анализируя причины и последствия теракта в "Домодедово", традиционно пишут о провале политики Кремля на Кавказе, несостоятельности спецслужб и слабости российской власти.

В национальном информационном пространстве события также пока разворачиваются по традиционному сценарию: в СМИ и в блогосфере обсуждают версии произошедшего и детали трагедии, а глава государства проводит оперативные совещания, требуя найти и наказать виноватых. Однако Дмитрий Медведев отошел от привычного ритуала, который сводится, в основном, к наставлению спецслужб и требованиям найти и уничтожить террористов. Вместо этого он фактически обвинил в произошедшей трагедии собственников и менеджмент аэропорта. Он припомнил "Домодедово" и недавние перебои с электричеством, и то, что в 2004 г. в воздухе взорвались два самолета с террористками-смертницами, вылетевшими именно из этого аэропорта. Генеральному прокурору поручено проверить в "Домодедово" исполнение законов, касающихся безопасности.

Менеджмент "Домодедово" президентские обвинения отвергает, ссылаясь на то, что взрыв произошел не в зоне вылета, подконтрольной службе безопасности аэропорта, а в зоне, куда имеют доступ не только пассажиры, поэтому за нее отвечают сотрудники МВД. (По иронии судьбы именно после взрывов самолетов 2004 г. МВД настояло на том, чтобы забрать себе полномочия по обеспечению безопасности на входах в аэропорты; до этого за них отвечали подразделения авиации).

В кои-то веки санкции грозят и силовикам. Руководству ФСБ поручено "разобраться с вопросами ответственности должностных лиц в самой службе". Главу МВД Рашида Нургалиева Медведев обязал "представить предложения об увольнении или другой ответственности должностных лиц министерства", а от правительства России потребовал "рассмотреть вопрос об ответственности лиц, отвечающих за обеспечение безопасности на транспорте внутри правительства".

И это почти революция. До сих пор силовые ведомства не несли практически никакой ответственности за теракты, которых за последнее десятилетие в стране было немало. Исключением можно считать только отставки сразу нескольких генералов после вторжения боевиков в Ингушетию в 2004 году. Тогда Путин уволил начальника Генштаба Анатолия Квашнина, главкома внутренних войск Вячеслава Тихомирова и замдиректора ФСБ Анатолия Ежкова, курировавшего северокавказский регион. Правда, об отставке Квашнина как о деле решенном говорили давно, и источники в самой ФСБ утверждали, что ингушские события были лишь поводом для нее.

Но чаще теракты становились основанием для ограничения гражданских прав и свобод (после захвата боевиками школы в Беслане отменили прямые выборы губернаторов и выборы в Госдуму по одномандатным округам), а силовиков не то что не наказывали, а награждали. Так, за штурм "Норд-Оста" (в ходе операции от газа, который использовали для нейтрализации террористов, погибли более 130 заложников) замдиректора ФСБ Владимир Проничев, руководивший штабом по освобождению заложников, и начальник Центра специального назначения генерал Тихонов получили Звезды Героя России. Звезды Героев были присвоены также двум бойцам групп "Альфа" и "Вымпел"; еще одну получил химик, пустивший газ в помещение.

Возможно тенденцию, сложившуюся при выходце из ФСБ Владимире Путине, сможет переломить "гражданский" президент Дмитрий Медведев. Но для этого ему придется как следует потрудиться: бюрократическая система имеет обыкновение гасить "чуждые" импульсы. Вчера СКП уже отрапортовал о том, что возбуждено уголовное дело "по факту неисполнения требований по обеспечению транспортной безопасности". Подчиненные Бастрыкина обещают тщательно исследовать "роль руководства аэропорта "Домодедово" и его службы безопасности, которые должны были обеспечить безопасное пребывание граждан в зданиях и на территории комплекса". Ну кто бы сомневался.

Теракт в "Домодедово". ВИДЕО, новости, свидетельства очевидцев.

Выбор читателей