Европа шлепнула Батьку по-отечески

Совет Европы возобновил приостановленные в 2008 году визовые санкции в отношении 158 белорусских чиновников, но не стал вводить никаких экономических санкций


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Совет Европы вчера принял решение возобновить приостановленные в 2008 году визовые санкции в отношении 158 видных белорусских чиновников. Теперь они не смогут ездить на отдых в Европу, их банковские счета также заморозили. В ближайшее время к европейским санкциям присоединятся и США - в этом нет никаких сомнений.

В числе невыездных - Александр Лукашенко и его старшие сыновья, глава ЦИК Лидия Ермошина, министр обороны Юрий Жадобин, глава Совбеза Леонид Мальцев, глава КГБ Вадим Зайцев, глава администрации президента Владимир Макей, генпрокурор Григорий Василевич, спикер нижней палаты парламента Владимир Андрейченко, 24 председателя территориальных избирательных комиссий, 30 судей и 10 журналистов государственного белорусского телевидения.

Но что куда более важно, Европа не стала вводить в отношении Белоруссии никаких экономических санкций. То, чего так сильно опасался Лукашенко, не случилось. Фактически он остался вновь безнаказанным. Конечно, ради приличия белорусский МИД возмутился: "Решения Совета ЕС вынуждают Беларусь пойти на пропорциональные и адекватные по содержанию меры, которые будут направлены на укрепление суверенитета Беларуси, сохранение стабильности и консолидации общества", - говорится в заявлении МИД. "Министерство иностранных дел Беларуси выражает глубокое сожаление в связи с заключениями Совета ЕС от 31 января 2011 года, - подчеркнул Андрей Савиных, пресс-секретарь белорусского внешнеполитического ведомства. - Это решение строится на откровенном замалчивании инициативных агрессивных действий и насилия со стороны демонстрантов, выразившихся в попытке захвата здания правительства и парламента Беларуси 19 декабря 2010 года после президентских выборов. Селективное и предвзятое толкование в заключениях ЕС результатов международного наблюдения за выборами в Беларуси направлено на игнорирование ясного волеизъявления белорусского народа. Ни то, ни другое не в состоянии изменить фактов действительности. Такой подход не может привести к верным выводам". "Евросоюз лишает себя возможности способствовать в конструктивном ключе социально-общественным преобразованиям" в Белоруссии, полагают белорусские дипломаты.

И все же Минск может гордиться этой победой. Почему Европа пошла на такие, даже не полу-, а недомеры? Лукашенко накануне заседания в Брюсселе сделал жест доброй воли: на свободу были выпущены почти все политзаключенные, доселе томившиеся в застенках следственного изолятора КГБ. Сидеть остались только Андрей Санников, Алесь Михалевич, Николай Статкевич и пара других функционеров - те, кого Лукашенко, кажется, ненавидит больше всего. Их соратники же, включая жену Санникова Ирину Халип, вернулись домой. Кого-то отпустили просто под подписку о невыезде, а кому-то приходится мириться с постоянно находящимися рядом "охранниками". Естественно, назвать это послаблениями режима нельзя, но символичный шаг навстречу ЕС все же сделан.

Но, думается, дело не только и не столько в этом. Европа не закрыла свой рынок для белорусских товаров и не ввела санкции против конкретных белорусских предприятий по ряду более фундаментальных причин. Во-первых, эти санкции мешали бы самой Европе. Польша, страны Балтии и Венгрия регулярно покупали белорусские нефтепродукты, и прекращение этих поставок сказалось бы на экономике стран Восточной Европы.

Во-вторых, события января показали Европе, что оппозиция не имеет в Белоруссии никаких шансов на политическое будущее, а потому и идти на поводу ее просьб и требований - значит окончательно и бесповоротно разругаться с официальным Минском. Как бы это печально ни звучало, все, на что сегодня способна белорусская оппозиция, это только на проедание грантов и дотаций со стороны Европы и США. Мест в парламенте ей определенно не светит, равно как и любой другой формы участия в политической жизни страны.

В-третьих, и это, возможно, стало главной причиной нерешительности ЕС, поддержку Минску с Нового года активно оказывает неожиданно подобревший Кремль. Путин встречается с белорусским премьером Мясниковичем и обещает ему то бесперебойные поставки нефти без экспортных пошлин, то щадящую цену на газ, то скорое начало строительных работ по возведению первой белорусской АЭС, и даже кредит под это дело. Минск рискует окончательно и бесповоротно упасть в объятия Москвы. Для Европы это означало бы полный провал стратегии по задабриванию Лукашенко, которую ЕС проводит с 2008 года. МВФ выделял Белоруссии кредиты, а европейские бизнесмены в последние годы стали мало-помалу инвестировать в страну, находящуюся в центре Европы. Все эти "инвестиции" преследовали одну-единственную цель - увести Минск из-под геополитического влияния Кремля. И эта цель в начала 2011 года оказалась еще дальше, чем в 2008-м. Таковы особенности белорусской "многовекторной внешней политики".

Выбор читателей