Зачем Медведев и Путин спорят перед камерой

Либеральные заявления Медведева не влекут за собой каких-либо серьезных изменений в реальной политике. Если в правящем тандеме и существуют разногласия, то исключительно на уровне дискуссии




Президент России Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин в очередной раз публично разошлись во мнениях - на этот раз относительно хода расследования теракта в "Домодедово". "Можно считать, что дело в целом раскрыто", - сообщил вечером в среду премьер Владимир Путин. "Считаю абсолютно недопустимым, когда еще до проведения всех следственных процедур, подготовки обвинительного заключения, отправки его в суд, вынесения приговора и вступления его в силу кто-либо объявляет о раскрытии преступления, тем более такого тяжкого", - заявил в четверг президент на встрече с главой ФСБ Александром Бортниковым и руководителем СКР Александром Бастрыкиным. "Работу надо продолжить... Именно работать, а не пиариться", - указал глава государства.

Второй раз практически у всех на глазах Медведев осадил главу правительства. В заключение, правда, смазал эффект и напутствовал силовиков вполне по-путински: "этих подонков надо искать, чтобы земля у них под ногами горела". Но буквально в декабре, отвечая на вопросы в прямом эфире, Медведев уважительно назвал политиками непарламентских оппозиционеров (по мнению Путина. это маргиналы, которые "в 90-х поураганили", "утащили миллиарды", а теперь "поиздержались" и "снова пытаются поднять денег"). Президент также заявил, что чиновники не должны до суда выносить приговор Ходорковскому (буквально накануне премьер в очередной раз высказался в том смысле, что вор должен сидеть в тюрьме). Сигнал был воспринят однозначно: Медведев позиционирует себя как самостоятельного лидера и дает понять, что хочет быть президентом в 2012 году.

Впрочем, давно подмечено: либеральные заявления Медведева не влекут за собой каких-либо серьезных изменений в реальной политике. Если в правящем тандеме и существуют разногласия, то исключительно на уровне дискуссии. В конце концов, Конституция дает действующему президенту достаточно полномочий, чтобы разрешить разногласия вообще без разговоров. И если лидеры, не скрываясь, говорят о намерении тет-а-тет решить ключевой вопрос текущего политического цикла - кому идти в президенты, то должны быть веские причины, чтобы выносить на публику собственные разногласия. Не случайно ведь дискуссия ведется не в кабинетной тиши и не в тени загородных резиденций, а под палящим светом телевизионных софитов.

Принято считать, что таким образом тандем тестирует избирателей на предмет оптимальной кандидатуры "президент-2012". Что ближе россиянам: либеральная риторика Медведева или твердая рука Путина? Хотя смысл такого тестирования неочевиден: результат выборов определяет административный ресурс. Другое дело - бюрократический аппарат, который обеспечивает этот самый ресурс. Именно правящая бюрократия, в конечном счете, определяет: кто станет президентом. Она и является адресатом сигналов, который транслирует руководство страны.

Смысл месседжа - президент по-прежнему у руля, он не "хромая утка". В случае необходимости может и силовиков одернуть, и премьера не побоится. Сигнал явно адресован тем, кто слишком активно пытается повысить вероятность третьего президентского срока Путина. В конце концов, согласие членов тандема не отменяет конкуренции между командами президента и премьера. А короля, как известно, играет свита. Ей и предназначен сигнал, подтверждающий полномочия действующего главы государства при молчаливом одобрении Владимира Путина. Не случайно же, в самом деле, премьер, предпочитающий общаться с оппозицией не иначе, как "по башке дубиной", внезапно согласился с присутствием оппозиции в телевизоре. Чиновникам дают понять: страной по-прежнему управляет президент. Это вовсе не означает неминуемого второго срока Медведева, просто дезориентированными подчиненными проще руководить.

Выбор читателей