В России появятся поезда на быстрых нейтронах

РЖД и "Росатом" разрабатывают железнодорожный состав с атомной силовой установкой. Макет продемонстрируют уже этим летом, в широкое применение он может войти через 5-10 лет


ФОТО: ИТАР-ТАСС



РЖД и "Росатом" разрабатывают поезд с атомной силовой установкой. Инновационное средство передвижения покажут публике уже в этом году. Как отметили в железнодорожной компании, будущее именно за такими составами.

"Это реактор на быстрых нейтронах, который может быть реализован как транспортный элемент - силовая установка. Я посмотрел насыщение этого вагона, мне понравилось. Я поддерживаю идею "Росатома", что они пропагандируют инновационные пути развития, в том числе и атомной энергетики", - цитирует РИА "Новости" старшего вице-президента РЖД Валентина Гапановича.

Он уточнил, что в июле обе компании представят макет из 11 вагонов. Атомная силовая установка будет смонтирована на одном из них. При этом Гапанович не уточнил стоимость такого проекта, а также ничего не сказал про возможные проблемы с безопасностью.

"Это будет проработка в макете того будущего, которое в любом случае наступит - через пять или десять лет, не знаю, но наступит однозначно", - добавил он.

Также представитель РЖД не объяснил, зачем такой комплекс нужен и как его будут использовать. Если речь идет о пассажирском или грузовом составе, то возможно, что конструкторы просто использовали для "гражданки" давно имеющийся в нашей стране уникальный опыт по созданию боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК).

Такие комплексы появились в СССР в 1987 г. на основе обычных железнодорожных составов, каждый из них имел три пусковые установки с ракетами. БЖРК предназначались для нанесения ответного удара, поскольку обладали повышенной живучестью (как и тягачи "Тополь"). Для запуска таких составов были проложены специальные рельсы, способные выдержать огромный вес комплекса.

Для БЖРК специально проектировался уникальный локомотив с ядерным реактором, так называемый "атомовоз". К 1985 г. был создан макет с реактором на быстрых нейтронах, тем не менее работы над этим проектом были позднее прекращены, и полностью он не был тогда завершен. Одним из доводов против атомовоза был риск серьезной экологической катастрофы в случае возможной аварии.

От использования "ракетных поездов" российские военные отказались в соответствии с договором СНВ-2, который был заключен в 1993 году. Как сообщается, все имеющиеся на вооружении комплексы были утилизированы в 2000-е годы. Как тогда отмечалось, БЖРК в любом случае проиграли конкуренцию более подвижным "Тополям".

Читайте также

Выбор читателей