Водителей ждут китайские пытки

Ряд мер по сокращению числа московских автомобилистов уже разработан, но никто не будет их озвучивать перед выборами. Потому что победить пробки в столице можно только путем ликвидации половины владельцев личного транспорта


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Вчера состоялся видеомост Москва–Пекин с участием российских и китайских специалистов по дорожному хозяйству. Его участники сошлись во мнении, что никаким строительством дорог пробки не победить. Во всяком случае в Китае, где начиная с 1996 г. строится по 5-6 тыс. км трасс в год, этого сделать не удалось.

Китайцы, которым всего 20 лет назад было запрещено ездить на личном автотранспорте, сегодня обзаводятся автомобилями с фантастической скоростью. На 9 миллионов жителей Пекина в настоящий момент уже проходится 4,8 млн автомобилей.

В китайском правительстве считают, что самый действенный метод борьбы с пробками – карательные меры финансового характера, сообщил руководитель центра транспортных исследований университета Цинхуа Лу Хуапу. "В 2009 г. мы хотели увеличить цены на топливо в несколько раз, однако все же решили отказаться от этой затеи – ведь на нем, кроме частного автотранспорта, работают также тракторы, комбайны, и при продаже топлива цены трудно дифференцировать", – сообщил Лу Хуапу. Тем не менее, в КНР был принят ряд жестких мер, усложняющих жизнь автомобилистам. Например, при покупке автомобиля житель Китая обязан заплатить налог, составляющий 20% от его стоимости, а затем ежегодно перечислять в бюджет транспортный и дорожный налоги.

Личный автотранспорт вытесняется с китайских улиц при помощи специальных дорожных правил. Лучшие полосы отдаются под общественный транспорт, для которого существуют также отдельные сигналы светофора и дорожные знаки, дающие ему преимущество. Садясь утром в автобус, китаец уверен на 100%, что приедет на работу вовремя. В отличие от автовладельца. И, наконец, в прошлом году в Китае ввели ограничение на выдачу автомобильных номеров. В результате ситуация с пробками в Пекине существенно отличается от московской в лучшую сторону.

"Московские пробки дадут фору китайским, хотя скорость движения в Пекине порой не превышает 20 км/час. Проезд на автобусе у нас стоит один юань, это пять рублей, метро стоит два юаня. И эта цена рассчитывается вовсе не из себестоимости проезда – общественный транспорт стоит так дешево благодаря огромным дотациям из бюджета. Предприятиям общественного транспорта бензин продается по заниженным ценам, создаются привлекательные условия для привлечения на такие предприятия инвестиций," – заявил профессор Центра исследований городского транспорта Академии Министерства транспорта КНР Чжан Хайтао. И посоветовал России принять аналогичные меры: "С изменением цены на личный и общественный транспорт изменится и ситуация в городе".

"А у нас сейчас все по-другому, – вздохнул во время видеомоста научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. – Сегодня я приехал сюда на общественном транспорте, потратив 56 руб. – 28 на метро и столько же на трамвай. А на машине эта поездка обошлась бы мне в 30 руб. Припарковаться бесплатно я не могу ни в одном городе мира. В Москве – пожалуйста. У нас какой-нибудь юнец или девица покупают машину в кредит и воображают себя царем горы – дескать, в общественном транспорте ездят одни лузеры и пенсионеры. Нужно разубедить их в этом при помощи дорогого личного автотранспорта".

Михаил Блинкин признал, что китайский опыт более приемлем для нашей страны, чем европейский: "Пускать автомобили в центр за отдельную плату, как в Лондоне, у нас бесполезно – пробки начинаются еще на подъезде к Мытищам. Что касается транспортного налога, то он есть и в России – это так называемый акциз, но он составляет всего лишь 2,5 руб. с каждого литра бензина. А надо сделать 5-7 руб., как в США. Я уже не говорю про акцизы в Европе – там они вообще драконовские. Кроме этого, выдавать номер нужно только тем, у кого есть стационарное место для парковки, как в Японии. В Европе номера выдают всем без исключения, но тот, у кого нет места для парковки, должен купить парковочный тикет, из-за которого уже через две недели схватишься за голову и продашь эту машину".

По словам Блинкина, первый документ о выделении специальных полос для общественного транспорта был принят в СССР еще в 1983 году. Однако до сих пор дальше "отдельных маленьких кусочков" дело не пошло: "Меры непопулярные, накануне выборов никто не будет о них говорить, но все равно в итоге нам придется к ним прибегнуть".

В завершение видеомоста Михаил Блинкин напомнил и о чисто национальных особенностях российской дорожной системы. "Во всем мире есть уличные дороги и автобаны, – отметил эксперт. – У нас все перемешано, и автобан на "Шереметьево" начинается на улице Горького".

Как соловей майской ночью: обнародована запись вокала Успенской без фонограммы

В Москве прошел мемориальный "Музыкальный марафон поддержки от звезд "Русского Радио". Он призван поддержать и тех, кого коснулись страшные события 22 марта в "Крокус Сити Холле", и всех жителей страны, вселить в них веру. Любовь Успенская исполнила на марафоне два хита

Выбор читателей