Антиобщественный транспорт

Эксперты обсуждают сложности выделения полос для общественного транспорта, тогда как в Москве и многих других городах есть вполне готовые "выделенные пути" – трамвайные линии


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Подвело меня то, что я давно не пользовалась трамваем. Именно поэтому, когда "Яндекс" для поездки на встречу предложил мне на выбор два маршрута: пешком от метро 18 минут или десятиминутная поездка на трамвае от другой станции, – я не раздумывая выбрала второй вариант. Как-никак на улице -20 и гололед – не самая лучшая погода для прогулки.

Замерзать я начала минут через пять ожидания трамвая. Через десять минут поняла, в чем дело: по трамвайным путям ехал плотный поток машин. Через 15 минут радостно забралась в подошедшую маршрутку. Первый трамвай величественно подплыл к остановке, когда маршрутка отъезжала, – ровно через 18 минут ожидания. Да, маршрутка, естественно, тоже стояла на трамвайных путях, так что люди, оставшиеся на остановке, вынуждены были дожидаться ее отъезда.

Я до сих пор не понимаю смысла разрешения ездить машинам по трамвайным путям. Эксперты обсуждают сложности выделения полосы для общественного транспорта, но ведь в Москве есть вполне готовые "выделенные пути" – трамвайные линии. Освободите их от машин – и хотя бы на части дорог появится если не скоростной, то, во всяком случае, не зависящий от пробок транспорт. А если еще добавить к этому скоростные вагоны и дать преимущество поезда на перекрестках, трамвай с успехом будет конкурировать с метро на коротких расстояниях.

Вообще, трамвай у столичных властей прежде был далеко не в любимчиках. И трамвайные депо закрывались, и линии снимались. В претензии трамваю записывался шум и необходимость выделения места на проезжей части. Однако бесшумные трамваи давно бегают, например, в Чехии, а выделение части дороги, как уже сказано, можно превратить в благо. Но почему-то при разговорах о реорганизации общественного транспорта и сейчас о трамваях говорят не много.

Зато довольно много разговоров об автобусах: нужны ли нам неповоротливые "гармошки", или лучше заменить их более габаритными "челноками", которые будут ходить чаще; где и как выделять для автобусов полосы; включать ли маршрутки в сеть общественного движения. Что касается последнего вопроса, то, наверное, есть смысл последовать примеру Брянска. Там маршрутки – полноправный вид общественного транспорта: ходят строго по расписанию, высаживают и принимают пассажиров исключительно на остановках, их маршруты нанесены на карты города наравне с автобусами. Поэтому и ДТП с маршрутками меньше, и пользоваться ими удобнее. А в Москве зачастую даже в собственном районе не знаешь, как добраться на маршрутке до искомого места. Во всяком случае, недавно я совершенно случайно узнала, что могу доехать от своего дома до мамы не с двумя пересадками, а на пущенной год назад маршрутке, которая везет буквально от двери до двери. Естественно, никаких объявлений о ней не существует, как и расписания.

Что касается нарушений правил дорожного движения, то это всего лишь вопрос принципиальности ГИБДД. Тем более что нарушителями часто бывают и водители обычных автобусов. Многие автолюбители подтвердят: "отжать" с полосы легковушку, особенно если это малолитражка с женщиной за рулем, – любимая забава водителей "Икарусов". Другая любимая забава – останавливаться на красный свет аккурат на пешеходном переходе.

Чем вызваны подобные шутки, я понять не могу. Но недавно обнаружила, что лечатся они очень просто. Раньше я пробовала водителей стыдить, а тут, разозлившись, решила снять нарушение правил на мобильник и послать фото в ГИБДД. Эффект оказался поразительным! Едва я навела объектив телефона на автобус, как он резво съехал с пешеходной "зебры" – и как только место нашел в плотной очереди ожидающих зеленого света! Опыт был повторен неоднократно, и сейчас могу со всей определенностью сказать: вид наведенной на автобус камеры делает его водителя донельзя вежливым не только с пешеходами, но и с "женскими" машинами на дороге. Жаль только, что в последнем случае снимать самой водительнице неудобно – для этого нужен пассажир. Тем не менее рекомендую.

Выбор читателей