Алкоголиков спасет герпес

Ученые нашли способ снижать тягу к спиртному, воздействуя вирусом на клетки головного мозга. В скором времени это открытие позволит создать эффективное лекарство от пьянства

ФОТО: ИТАР-ТАСС

Исследователям удалось ослабить тягу к горячительным напиткам у подопытных крыс, воздействуя на гены, управляющие рецепторами головного мозга. Зависимость грызунов от спиртного изучалась с целью моделировать механизм алкоголизма у человека.

Научные сотрудники американского университета в Мэриленде обнаружили, что крысы теряют интерес к спиртному на две недели при воздействии на два рецептора (GABA и TLR4) в миндалевидном теле мозга. Первый вызывает состояние эйфории, реагируя на алкоголь, а второй воздействует на работу нейронных цепочек при обмене информацией. Как сообщается на страницах журнала Proceedings of the National Academy of Sciences, ученым под руководством доктора Хэрри Джуна удалось подавить гены, управляющие этими рецепторами, использовав для доставки препаратов в клетки мозга "обезвреженный" вирус герпеса.

Благодаря этому воздействию химическая стимуляция рецепторов, которая обычно вызывает у пьющего расслабленное состояние и приятные ощущения, заставляла крыс почти мгновенно потерять интерес к алкоголю. Эффект воздействия сохранялся в течение полутора - двух недель. Затем крысы возвращались к обычному поведению.

По мнению исследователей, данный метод со временем позволит более эффективно бороться с пьянством. В отличие от медикаментозного способа лечения алкоголизма, эта технология не вызывает привыкания к фармацевтическим препаратам, которые врачи прописывают для облегчения процесса отвыкания от спиртного.

"Вполне возможно, что когда-нибудь соединения, воздействующие на рецепторы мозга, станут новыми лекарствами от пьянства. Они будут действовать как замена алкоголю и помогут людям избавиться от пагубной зависимости", - утверждает доктор Джун. Сейчас исследовательская группа продолжает изыскания в данной области.

Открытие американских ученых особенно важно в свете последних данных о распространении алкоголизма в мире. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ежегодно алкоголь становится причиной смерти около 2,5 миллионов человек. Пагубная привычка убивает больше людей, чем СПИД, туберкулез и войны: спиртное виновно в почти 4% всех смертей на планете.

Самый высокий уровень смертности от употребления спиртных напитков приходится на Россию и соседние с ней страны СНГ: по сведениям Всемирной организации здравоохранения, алкоголь сводит в могилу каждого пятого гражданина РФ. Тяжелая ситуация также отмечается в Азии и Африке.