Россиянам предстоит лечиться старьем

Ситуация с регистрацией лекарств складывается настолько плачевным образом, что россияне в ближайшем будущем не увидят не только новых импортных, но и новых отечественных препаратов


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Напомним, что с 1 сентября прошлого года в РФ вступили в силу два новых закона. Один ограничил аптечную наценку, что в сумме с ростом налогов уже привело к закрытию 20% аптек, а к концу года, по оценке некоторых экспертов, приведет к закрытию еще 50%. При этом Москве и Петербургу ничего не угрожает – без аптек в ближайшей перспективе останутся регионы, особенно небольшие населенные пункты.

Второй закон – "Об обращении лекарственных средств" – ввел новые правила регистрации лекарственных препаратов. В первую очередь, он ударил по импортным производителям: 25% из них уже отказались от клинических исследований в России, некоторые решили уйти с российского рынка.

Казалось бы, закон дал "зеленый свет" новым отечественным препаратам и объявленной Владимиром Путиным политике импортозамещения. Правда, от нее многие больные уже рыдают горькими слезами. Отечественные препараты зачастую оказываются хуже импортных, а стоят при этом почти одинаково.

Больные сахарным диабетом писали Путину и Медведеву о своем нежелании лечиться отечественным инсулином. Затем слезные письма о побочных явлениях президенту и премьеру направили общества больных гемофилией и рассеянным склерозом – их, вслед за диабетиками, тоже начали переводить на отечественные препараты.

Общественность не унимается – шлет и шлет письма президенту. Некоторое время назад к этому эпистолярному действу присоединились врачи и провизоры. Вот выдержки из очередного такого письма:
"Несомненно, Вы помните, в какой спешке и при мощнейшем лоббировании Минздравсоцразвития в апреле прошлого года принимался в Государственной думе закон "Об обращении лекарственных средств". К сожалению, критические отзывы фармацевтической и медицинской общественности были представлены как лоббирование интересов фармацевтического бизнеса, поэтому были проигнорированы.
Хотим Вас уверить, что та критика, иногда звучавшая даже с надрывом и на грани отчаяния, являлась искренней. Принятый закон на самом деле является даже не столько коррупционным, хотя совсем в этом ему отказать нельзя, сколько банально безграмотным и непрофессиональным.
Принятый закон просто физически неисполним, и никакие даже чрезвычайные усилия, предпринимаемые Министерством здравоохранения и социального развития, не будут эффективны. <...> В Минздраве скопились тысячи необработанных дел, а это значит, что множество необходимых препаратов не могут выйти на российский рынок. Это лукавство со стороны Минздрава – объяснять нынешние, мягко говоря, "сложности" переходным периодом.
Дополнительную сложность и остроту "переходному периоду" добавили совершенно необязательные и никак не влияющие на качество лекарств формальные изменения требований к информации, указываемой на упаковке лекарственных препаратов, которые были инициированы все тем же пресловутым законом. В результате на разрешительную систему обрушилась дополнительная нагрузка в виде более чем четырех тысяч заявок на изменение маркировки, которые до сих пор еще не обработаны Минздравом полностью. Непрофессионализм людей, разработавших закон, а теперь пытающихся его исполнять, повергли всю систему государственной регистрации лекарств в хаос".

Таким образом, ждать новых лекарств больные будут долго. А некоторых препаратов в России уже просто не дождутся – вконец напуганные зарубежные фармацевтические компании спешат покинуть российский рынок.

Выбор читателей