Российским городам добавят интеллекта

Ряд направлений, которыми сегодня занимается государство в лице региональных и муниципальных администраций, можно отдать частному бизнесу. Это позволит сэкономить бюджетные деньги и снизить уровень коррупции


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Доехал на машине до дешевой перехватывающей парковки на окраине города, оплатил стоянку специальной электронной картой, которая одновременно является проездным билетом для всех видов общественного транспорта, включая частный, и спокойно добрался до места назначения... Это вовсе не волшебный сон московского автомобилиста, а часть программы "Интеллектуальный город", презентованной "Деловой Россией".

По замыслу авторов, любой субъект Российской Федерации, в зависимости от потребностей, может из отдельных "кубиков" собрать собственную систему, которая позволит улучшить управление городской инфраструктурой, а заодно облегчит жизнь местного населения. Транспорт, ЖКХ, медицина и образование – почти неограниченное количество процессов предлагается автоматизировать и свести в единый диспетчерский центр. Причем оплатят все это удовольствие не налогоплательщики, а бизнесмены. "Основная задача проекта – показать, что целый ряд направлений, которыми сегодня занимается государство в лице региональных и муниципальных администраций, можно отдать частному бизнесу. Это позволит сэкономить бюджетные деньги и снизить уровень коррупции", – говорит Вице-президент "Деловой России", председатель Федерального межотраслевого совета Антон Данилов-Данильян.

Первым интеллектом должен блеснуть Курск. С 1 апреля здесь начнет работать единая система управления всеми общественными видами транспорта, а в течение последующих двух месяцев будет запущена автоматизированная система фотофиксации нарушений правил дорожного движения. Как пояснял ранее глава города Александр Закурдаев, благодаря нововведению доступ к частным видам транспорта получат курские льготники, которые сейчас в маршрутках бесплатно ездить не могут. А городская администрация, в свою очередь, получит точную информацию о количестве льготников, пользующихся услугами транспорта в Курске.

"Мы надеемся полностью решить и проблему укрываемых перевозчиками доходов, которые сегодня составляют примерно 30% от поступающих в бюджет. Эти средства составят прибыль инвестора, который внедряет проект", – уточнил Закурдаев. По словам председателя комитета по транспорту "Деловой России" Олега Бадеры, инвестор вложил в проект $10 млн собственных средств. Выгода перевозчиков – возможность сократить штат кондукторов (их заменит специальное оборудование), избавиться от "зайцев" и получить дотации за льготников.

В ответ на вопрос, почему именно Курску досталась роль "интеллектуального первопроходца", Олег Бадера пояснил, что мэр города оказался очень интересным человеком, который дружит с компьютерами. "И нам показалось, что этот город – типичный для нашей российской глубинки. Если все будет работать именно в таких городах, это точно будет работать везде. Пусть Москва тогда завидует", – добавил он. В столице слишком много политики и денег, поэтому здешние власти не стремятся к экономии, поясняют эксперты. Тем не менее презентация "Интеллектуального города" была доставлена Сергею Собянину, и уже пару месяцев мэр думает над изложенными там идеями. Сколько будет думать еще, не известно.

Москвичей, скорее всего, особо заинтересует такой элемент предложенной программы, как дешевые парковки. Однако, как выяснилось в ходе беседы корреспондента "Yтра" с Олегом Бадерой, в ближайшее время о таких парковках можно только мечтать.

Олег Бадера: Сегодня в Москве создано много парковок в разных торговых центрах, возле вокзалов и т.д. Но нет системного регулирования. Заполняемость парковок у нас низкая, эффективность информирования о них тоже низкая. Я общался со многими парковщиками, и они говорят: если бы нам дали правила игры, мы бы по ним играли. А раз правил нет, каждый устанавливает такие правила, как хочет. И цены соответствующие. Помните, в декабре была акция, когда власти города договорились с частными парковками о временном снижении цены? Казалось бы, моя частная парковка, почему я должен кого-то слушать. Но ведь послушали. Точно так же и здесь: все послушают, только дайте тенденцию, правильный посыл.

"Y": Понятно, что у столичных властей достаточно возможностей надавить на бизнес в случае необходимости. Но зачем им добровольно снижать цены?

О.Б.: А вы сделайте конкуренцию. Сделайте так, чтобы было несколько парковок рядом. Например, те же муниципальные парковки с определенным низким тарифом. Вот как при перевозке пассажиров борются с частниками, чтобы те не завышали тариф? Говорят: тариф на перевозку пассажиров должен быть вот такой. И муниципальный транспорт везет по этому тарифу. И все остальные вынуждены под него подстраиваться. Точно такое же регулирование происходит в области парковок.

Во всем мире парковками занимается только частный бизнес. И здесь не надо изобретать велосипед. Но для того, чтобы бизнес этим занимался, ему должны дать соответствующий закон, которого у нас пока нет. Сейчас закон разработан, и я знаю, что он будет вот-вот принят. Бизнесу необходим контракт, на основании которого он будет арендовать площадки, устанавливать и обслуживать какие-то аппараты и понимать, что он с этого будет иметь. Вот на что государство должно тратить деньги и время – на разработку таких правил. А оно тратит деньги и время на то, чтобы самостоятельно что-то построить. Не надо этого делать. За тебя все построят, ты только скажи, где и на каких условиях.

"Y": Получается, что на данном этапе эта часть программы "интеллектуальный город" не может быть реализована ввиду отсутствия соответствующих правил игры.

О.Б.: По парковкам в рамках "Интеллектуального города" мы собрали целую группу компаний, обладающих знаниями законов, опытом эксплуатации таких парковок в других странах, огромными деньгами и возможностями их инвестировать, и предложили городу помощь этой группы. Мы даже готовы дать городу людей, которые будут помогать писать законы.

"Y": И что город на это отвечает? Собянин думает?

О.Б.: Думает. Я, во всяком случае, надеюсь, что с помощью заместителя мэра Москвы по экономической политике Андрея Шаронова мы сможем получить правильные ответы, потому что виден экономический подход. Я надеюсь, что Сергей Семенович прислушается к его советам в том числе.

"Y": То есть, пока все в ожидании, пока Собянин думает, реализоваться ничего не будет?

О.Б.: Для меня это лучше, чем то, что было в самом начале, когда было объявлено, что сотни миллиардов будут потрачены на самых разных направлениях. Для меня это был знак, что бизнес будет убит полностью. Если сейчас деньги не тратятся, а власти думают, лучше пусть еще подумают, чем потратят деньги.

Выбор читателей