В России пора прессовать все, что движется

Программа утилизации автомобилей расширяется – со следующего года таким образом можно будет избавиться от старых грузовиков, автобусов и сельхозтехники. Однако в деле утилизации хлама следовало бы пойти гораздо дальше


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Уже год, как россияне имеют возможность сдать в утиль старую легковушку, получив за это от государства 50 тыс. руб. в счет приобретения новой. С будущего года физические и юридические лица смогут аналогичным образом избавиться от старых грузовиков, автобусов и сельхозтехники. В принципе, по такой схеме можно технически перевооружить все народное хозяйство: заменить и непроизводительные станки на заводах, и неэкономичные холодильники в квартирах.

С марта 2010 г. государство субсидировало обмен полумиллиона старых легковых автомобилей на новые, потратив на это 25 млрд рублей. По данным "Автостата", из 500 тыс. новых автомобилей, реализованных в рамках программы, 80% пришлось на долю АвтоВАЗа, который обеспечил таким образом более половины всех своих продаж. Кое-что досталось и другим производителям. Например, Citroen продавал по программе утилизации 40% производимых в России автомобилей, Ford – 10% своих "Фокусов". В целом, эта мера позволила оживить российский авторынок и автопром после больно ударившего по ним кризиса. В прошлом году рынок новых легковых автомобилей в России в денежном выражении вырос на 31% (до $33,7 млрд), в том числе по автомобилям российского производства – на 47%. В первом квартале этого года, по оценкам PricewaterhouseCoopers, рынок вырос на 94%, причем больше всего – на 100% – в сегменте иномарок российской сборки. Таким образом, рынок легковушек вернулся к докризисному уровню и превзошел его по динамике, так что дальше разгонять его государственной поддержкой не требуется. Нужно переключиться на другие, еще не разогнавшиеся сегменты авторынка.

Программу утилизации решено распространить на другие виды автотранспортных средств. В начале апреля премьер-министр Владимир Путин поручил правительству подготовить к старту в 2012 г. третий ее этап. Пока известно лишь, что с будущего года в программу будут включены грузовики, автобусы и сельхозтехника. Как сообщают в Минпромторге, приоритетом станут первые две категории, хотя в обновлении нуждаются все три. По данным Минпромторга, в настоящее время в России более 70% сельскохозяйственной техники выработало свой амортизационный ресурс (то есть старше десяти лет). Это значит, менять надо порядка 300 тыс. тракторов и комбайнов. Кроме того, 50% тяжелых и 80% средних грузовиков – старше 15 лет, в сумме это почти 2 млн машин. С автобусами проще: старше 15 лет их насчитывается всего порядка 40 тысяч.

Предложенный Минпромторгом вариант программы утилизации предусматривает весьма дифференцированный подход к размеру предоставляемой государством субсидии на покупку новой техники. Она должна составлять от 15% до 30% ее стоимости, в деньгах это будет от 150 до 300 тыс. рублей. Такой бонус может стимулировать масштабное обновление парка крупной колесной техники, обеспечить заказами российские и совместные предприятия, производящие эту технику. Кроме того, улучшится состояние окружающей среды, встанет на ноги сельское хозяйство...

Одна беда: чтобы обновить по такой схеме весь устаревший парк техники, понадобится, по самым скромным подсчетам, более 500 млрд рублей. Разумеется, таких денег Минфин никогда не даст. Сознавая этот факт, Минпромторг закладывается на куда более скромную сумму – всего порядка 13 млрд руб. в год. Из них 2 млрд – на сельхозтехнику, 3,7 млрд – на автобусы и 7,4 млрд – на грузовики. И так в течение трех лет. Не густо, но лучше, чем ничего. К сожалению, такая скромность тоже встречает возражения – как со стороны финансового ведомства, так и со стороны отраслевых лоббистов, надеявшихся на более крупные суммы.

Надо заметить, что сейчас в России сложились практически оптимальные условия для реализации стимулирующих и обновляющих программ. Высокие цены на нефть и газ обеспечивают казне сверхдоходы, из которых можно щедрой рукой выплачивать различные "бонусы". Зарубежные производители техники в поисках новых рынков готовы локализировать у нас свое производство. Наконец, обновление парка колесной техники соответствует "мантре" о модернизации. Но в итоге все будет зависеть от того, насколько долго бюджет сможет наслаждаться дорогой нефтью.

А пока поток нефтедолларов не иссяк, в деле утилизации хлама можно пойти гораздо дальше. Например, распространить соответствующие программы на промышленное оборудование. Ведь в большинстве отраслей традиционной российской экономики степень износа основных фондов перевалила за 50%, а местами достигает и 80%. Денег на обновление как всегда нет, а тут предлагается простая схема: утилизируешь станок – получи новый с дисконтом. И государству выгодно: все лучше, чем просто субсидировать такое предприятие для поддержания его жизнеспособности.

Или, скажем, можно вовлечь в модернизацию и энергосбережение широкие массы, запустив программу утилизации старой бытовой техники. Сдал в утиль древний рычащий и пожирающий киловатты холодильник – получи скидку на новый. Лишь бы только эта скидка превышала расходы на утилизацию, которые, разумеется, придется оплатить владельцу старья. В итоге, если рассчитать все по уму, то не только потребительский спрос вырастет – появится еще и новая отрасль экономики: утилизационная. Старую технику, наконец-то, перестанут свозить на свалки, а будут перерабатывать. Ведь из нее и цветные, и редкоземельные и драгоценные металлы добывать можно.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей