Повышение пенсионного возраста признали абсурдом

Возраст выхода на пенсию трогать нельзя, при этом нужно отказаться от идеи пенсионных накоплений, убеждена депутат Госдумы Оксана Дмитриева. Иначе уже через несколько лет профессор будет получать меньшую пенсию, чем уголовник


ФОТО: pfrf.ru



Эффективную пенсионную систему в России нельзя построить без отказа от идеи повышения пенсионного возраста, а также от обязательных пенсионных накоплений. Такое мнение высказала депутат Госдумы Оксана Дмитриева в ходе передачи "Диалог с Виктором Геращенко" на РБК-ТВ.

"Для того чтобы получить эффективную пенсионную систему, необходимо не повышать пенсионный возраст. Далее надо отказаться от накопительной пенсионной системы как обязательной, а все взносы направить на выплаты пенсий нынешним пенсионерам. И третье - немедленно снизить тариф социальных взносов с 34% до 26% или 27%", - сказала Дмитриева.

По мнению депутата, сейчас российская пенсионная система работает с двойной нагрузкой, из-за того что в пенсии есть как распределительная, так и накопительная составляющая. То есть "действует эффект двойного бремени от того, что ввели накопительную пенсионную систему тогда, когда нужно платить пенсии нынешним пенсионерам и накапливать будущим", пояснила Дмитриева. "Совершенно очевиден тот эффект, что если продолжать эксперимент с накопительной пенсионной системой, то период двойного бремени продлится 50 лет. Если этот эксперимент не завершить, то пик придется на 2024 год", - добавила она.

В качестве примера депутат привела накопительную пенсионную систему Чили, которая заработала еще 25 лет назад. "Уже очевидно, что те люди, у кого накопительные пенсии, получают заведомо меньше тех, у кого пенсии распределительные", - заявила она, отметив, что обязательная накопительная система "провалилась в отдельно взятом регионе".

Предложения ряда экономистов повысить пенсионный возраст Дмитриева раскритиковала, заметив, что увеличение порога выхода на пенсию до 63 лет для мужчин вообще абсурдно, так как их средняя продолжительность жизни составляет 62 года. Несмотря на то что женщины живут дольше, они несут огромную социальную нагрузку за совершенно мизерную плату, указала также депутат. Они "работают" бабушками и ухаживают за престарелыми, поскольку в стране нет соответствующей социальной инфраструктуры. "Нет ни детских садов, ни групп продленного дня, ни медучреждений в зоне досягаемости, ни домов престарелых и системы социального патронажа. А еще бабушки работают за летние детские лагеря, которых тоже нет", - отметила она.

Говоря о нынешнем размере пенсии, Дмитриева заявила, что она несправедлива Особенно, по ее мнению, страдают те, кто работали на тяжелых и вредных производствах. По словам депутата, у таких людей у них был высокий заработок, но меньший стаж, так как они уходили на пенсию раньше.

В пенсионной системе России "бесконечны случаи, когда сталевар получает меньше, чем кладовщик, который ему каску выдавал, а начальник горячего цеха получает меньше, чем вахтер, который этот цех охранял", - заявила Дмитриева. Если изменения в системе начисления пенсий продолжатся в духе учета только выслуги лет, то в России с 2015 г. профессор или любой человек, у которого был большой период подготовки и не очень большой в связи с этим трудовой стаж, будет получать пенсию меньше, чем уголовник, который на зоне имел трудовую книжку и получал все время минимальный размер оплаты труда, предсказала депутат.

Виктор Геращенко согласился с Дмитриевой в том, что нынешний уровень пенсий в России неадекватен тем усилиям, которые люди затрачивали на становление экономики страны. Он напомнил, что до 1990 г. считалось: "Если ты получаешь пенсию в 132 рубля, то есть 120 рублей плюс 10% за непрерывность стажа, и у тебя есть тысяч пять на книжке, то ты - сейф до того, как тебя будут выносить в белых тапочках". "А когда прошла либерализация цен, и по существу все сбережения превратились в ноль, сразу возникла проблема пенсионного обеспечения", - сказал он.

Дмитриева, в свою очередь, отметила, что, согласно нормативам Международной организации труда, пенсия в среднем по стране должна составлять не менее 40% от средней заработной платы. При этом в странах Центральной Европы этот показатель составляет примерно 55%, а в Северной Европе, в скандинавских странах - 65% и даже до 70%. В России же пенсия до 2010 г. составляла 30% от среднего заработка. В прошлом году из-за резкого повышения пенсий норматив несколько вырос, однако, по оценкам депутата, теперь он вновь начал снижаться из-за того, что зарплаты растут более высокими темпами, чем пенсии.

Ведущий напомнил о еще одной европейской стране, где показатель соотношения зарплат и пенсий очень высок. "Есть еще одна южная страна в Европе, у которой этот показатель составляет 95%. Поэтому Греция сейчас и имеет кучу финансовых проблем", - сказал он. Дмитриева с этой оценкой не согласилась, отметив, что Греция - это особый случай, а России надо стремиться к лучшим европейским практикам.

Выбор читателей