Россияне окосеют от обилия фронтов

Коммунистам пришлось срочно реагировать на инициативу Путина, и теперь осчастливленный народ может выбирать: фронт или ополчение. Или немного подождать – на подходе "державный союз" и как минимум еще один фронт


ФОТО: ИТАР-ТАСС



КПРФ формирует Народное ополчение в противовес Общероссийскому народному фронту (ОНФ) "Единой России", созданному по инициативе премьера Владимира Путина. "В ответ на ваши попытки прикрыть "Единую Россию" красивым словами мы поддержали инициативу Нижнего Новгорода, Алтайского края и других регионов создать широкое народное ополчение в защиту труда, мира, справедливости и братства всех народов нашей державы", – заявил Геннадий Зюганов на собрании партактива в Пятигорске. В ответ участники собрания дружно проголосовали за выдвижение Зюганова кандидатом в президенты. Успех президентской гонки во многом будет зависеть от результатов парламентской предвыборной кампании, подчеркнул лидер КПРФ.

Сейчас в предвыборной схватке "Единая Россия" терпит сокрушительное поражение, убежден Геннадий Андреевич. Он напомнил собравшимся, что на мартовских региональных выборах компартия заметно улучшила свой результат, а единороссы, "если бы не занимались на выборах приписками, то давно бы провалились с треском".

Однако на самом деле у коммунистов есть все основания беспокоиться: после объявления Народного фронта показатели "Единой России" растут. В мае "Левада-центр" отметил повышение рейтинга партии власти с 55% (худший показатель за последние два года) до 57%.

Появление Народного фронта дезориентирует избирателей КПРФ, обнаружили коммунисты. По данным последнего опроса Фонда "Общественное мнение", 27% населения видят Компартию в рядах "Народного фронта", причем сторонники Зюганова – гораздо чаще, чем сторонники "эсеров" или ЛДПР ( 27%, 15% и 15% соответственно). У 15% респондентов политическая формула "Народный фронт" рождает ассоциации с Великой Отечественной войной. "Во время войны люди объединялись в ополчения, партизаны – это был народный фронт". Еще у 6% она связывается с недовольством, массовыми выступлениям и борьбой за свои права. Таким образом, коммунисты, вступавшие в предвыборную гонку с хорошо продуманным планом кампании (пропаганда программы партии через "Народный референдум" и перспектива выдвижения Зюганова кандидатом к президентским выборам), теперь вынуждены перестраиваться на марше. Самый логичный ответный ход – создание собственного фронта, благо соответствующий опыт у коммунистов имеется. В конце 1990-х – начале 2000-х левый "Народно-патриотический союз России" представлял собой серьезную политическую силу.

Напомним, НПСР был создан в 1996 г. политическими партиями (КПРФ и Аграрная партия России) и общественными организациями, поддержавшими Геннадия Зюганова на президентских выборах. В него вошло около 150 политических организаций. Президентом Зюганов так и не стал, зато НПСР совместно с КПРФ участвовал в губернаторских выборах, получив власть в 40 субъектах Федерации (именно тогда в политический обиход вошло понятие "красный пояс"). В 2003 г. между коммунистами и лидером НПСР Геннадием Семигиным произошел раскол, и коалиция распалась.

Возможности повторить прежний опыт невелики: иных уж нет, а те далече. Аграрии влились в "Единую Россиию", у Семигина своя партия ("Патриоты России"). Если верить социологам, перспектив пройти в Годсуму у нее нет, но действующее законодательство (в отличие от 1996 г.) не позволяет партиям вступать в коалиции. Не наблюдается и общественных организаций, способных резко усилить левый фланг. Кроме того, заданный Путиным тренд резко обострил конкуренцию в этой области: началась настоящая "фронтовая эпидемия".

Несколько националистических организаций подписали соглашение о создании "национально-патриотического фронта" под названием "Державный союз России", а Эдуард Лимонов заявил о скором появлении своего "Фронта национального спасения".

Впрочем, вряд ли коммунисты всерьез рассчитывают возродить блок левых сил во всем блеске его былой славы; им важно предотвратить дезорганизацию своего электората, его "расползание" по чужим фронтам. Кроме того, такое противодействие грозит основательно заземлить патетику Народного фронта: как ни крути, а при появлении такого количества конкурентов "единым" его уже не назовешь.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей