Кишечная палочка разъедает единство Европы

ЕС тяжело переживает "огуречный кризис": подозрения с испанских овощей давно сняли, но осадок у Мадрида остался. Между тем Россия не преминула воспользоваться ситуацией, чтобы подправить положение собственных аграриев


Фото с сайта biоweb.uwlаx.edu



Европа сняла все обвинения с испанских огурцов и теперь ищет истинного виновника распространения смертоносной кишечной палочки (по последним данным, это может быть соя). Тем временем Россия ужесточает запреты на ввоз плодоовощной продукции из Европы. Возможно, причина этого – не забота о гражданах, а банальный протекционизм.

Кажется, Европе время от времени необходима встряска из-за какого-нибудь экзотического заболевания, будь то птичий или свиной грипп или, вот, на сей раз острое кишечное заболевание, возбудителем которого является редкий вид бактерии Escherichia coli (энтерогеморрагическая кишечная палочка E.coli 0104). И не важно, что уровень летальности у таких "распиаренных" недугов куда ниже, чем у обычных простудных заболеваний, да и по распространению они никак не тянут на эпидемию. Зато какой коммерческий эффект! Люди начинают раскупать лекарственные препараты, корректируют содержимое своей потребительской корзины. Иногда из-за этого на рынке происходит перераспределение долей производителей той или иной продукции. Затем страсти утихают – эффект достигнут!

По этому же сценарию развивается и "огуречный кризис" в Евросоюзе и его окрестностях. Напомним, в Германии зафиксировано более 2 тыс. случаев опасного кишечного заболевания, от которого умерли 22 человека. Немецкие специалисты поспешили обрушиться на Испанию: им показалось, что E.coli "приехала" в Германию верхом на испанских огурцах или даже внутри них. Под подозрение попала также Голландия. Ряд стран ЕС вслед за ФРГ и с одобрения Еврокомиссии объявили бойкот огурцами из солнечной Испании.

Однако вскоре из Берлина пришло опровержение: немецкие биологи, основательно покопавшись в огурцах, пришли к выводу, что причиной распространения кишечной палочки являются не они. Брюссель тоже поспешил заявить, что испанские огурцы не виноваты: по словам еврокомиссара по здравоохранению Джона Далли, исследования испанских огурцов "не выявили присутствия в них этой бактерии" и что "источник этой беспрецедентной инфекции пока не найден". Соседи по ЕС вновь открыли свои рынки для испанской плодоовощной продукции.

Однако Мадрид не собирается на этом признавать инцидент исчерпанным. Сельскому хозяйству Испании нанесен ощутимый урон: по оценкам испанской Федерации производителей и экспортеров фруктов и овощей (FEPEX), убытки от "огуречного скандала" достигают €200 млн в неделю, и не известно, когда ситуация исправится, поскольку репутация испанской продукции на внешних рынках оказалась серьезно подорванной. Мадрид заявил, что потребует от Брюсселя компенсаций ущерба из-за "распространения необоснованных сомнений в качестве испанской продукции".

Россия отреагировала на "огуречный скандал" с некоторым опозданием, зато жестко. В конце мая был запрещен ввоз огурцов и других овощей из ФРГ и Испании, а 2 июня запрет был распространен на ввоз свежих овощей из всех стран Евросоюза. "Свежие овощи, произведенные в этих странах, будут изыматься из оборота на всей территории России", – заявил глава Роспотребнадзора РФ Геннадий Онищенко. Еврокомиссия, разумеется, тут же выразила протест и призвала Россию немедленно отменить запрет.

Впрочем, по всей видимости, проще не добиться его отмены в одночасье, а обойти. Ведь эксперты признают, что полностью исключить возможность попадания на российские прилавки европейских овощей невозможно. Даже специалист не отличит испанский огурец от, скажем, израильского. А документы на него можно и "подправить"... Другое дело, что ничего страшного в европейских овощах, похоже, нет: ведь внутри ЕС все запреты уже сняты.

Но тут, видимо, подействовал другой фактор. В России несоответствие по качеству импортной продукции часто используется как повод запретить ее ввоз. Разумеется, это касается продукции, которую производят и российские аграрии. В прошлом году такая участь постигла американских "хлорированных" кур; во времена "свиного гриппа" невъездной оказалась европейская свинина (хотя мясо свиней имеет к этой инфекции такое же отношение, как зайчатина – к "заячьей губе"). Просто отечественные птицеводы и свиноводы нуждались в расширении доли на рынке, а сделать это "по-рыночному" не получалось: уровень государственной поддержки аграриев на Западе куда выше нашего, следовательно, цены у них априори ниже.

Теперь запрет ударил по евроовощам, и это должно помочь российским овощеводам. Им тоже нужно развиваться: сейчас российское тепличное хозяйство обеспечивает лишь треть потребности страны во всесезонных овощах. Развиваться не позволяет устаревшая материально-техническая база и мощная иностранная конкуренция. Что ж, вот и представился хороший случай поправить положение. Если импорта станет меньше – усилится интерес к выращиванию овощей, и в отрасль пойдут столь необходимые инвестиции.

Ну а если говорить о сущности проблемы, то она выглядит следующим образом. Бактерия E.coli обитает в желудках коров, не причиняя им никакого вреда (хотя, по другой информации, именно этот ее штамм является новым и неизученным). Нынешнее распространение инфекции, очевидно, связано с тем, что продукты жизнедеятельности коров как-то (возможно, с удобрениями или сточными водами, используемыми для полива) попали на овощные плантации. Одним словом, имело место нарушение гигиены. Так что главное в нынешней ситуации – хорошенько мыть овощи перед едой. Ну, и руки, разумеется, тоже.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей