"Совок" как предвыборная идея

Озвученная на днях идея возрождения пятилеток, вероятнее всего, повторит судьбу загадочного "плана Путина", благополучно забытого по окончании выборной кампании


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Близость выборов и необходимость наполнения практическим смыслом проекта Общероссийского народного фронта (ОНФ) в условиях дефицита идей преобразования сырьевой экономической модели продолжают генерировать самые экстравагантные предложения.

На прошлой неделе глава Института социально-экономических и политических исследований – бывший президент Чувашии Николай Федоров – сообщил журналистам на пресс-конференции о подготовке предвыборной программы "Единой России" и ОНФ. Изюминкой выступления стало предложение представить к августу пятилетний план развития России. "Я уже дал команду, чтобы к августу мы были готовы предоставить своего рода пятилетний план преобразований. План первоочередных действий для обустройства жизни", – сказал Федоров. И тут же отметил, что главной задачей при этом должно стать создание "благоприятных условий для цивилизованной конкуренции".

Это странное сочетание социалистических и рыночных принципов спровоцировало активные дискуссии в СМИ и блогах. Больше всего вопросов, конечно же, вызывала потенциальная возможность возвращения пятилетнего планирования.

Любое упоминание о пятилетках режет слух экономистов и порождает вполне конкретные ассоциации. Очевидно, что возрождение пятилеток, как и любых других элементов планового хозяйства, в современной экономике России не реально. Жесткое среднесрочное планирование с санкциями для тех, кто не выполняет взятые обязательства, невозможно по определению, когда основная часть средств производства находится в частных руках. Теоретически субъектами новой плановой экономики могли бы стать крупные корпорации, контрольным пакетом которых владеет государство. На их долю приходится значительная часть экономики страны. Однако и это вряд ли выполнимо. Помимо государства совладельцами таких корпораций являются многочисленные иностранные участники и инвесторы, интересы которых могут расходиться с новыми пятилетними планами.

Более того, сегодня экономика России интегрирована в мировую. В быстро меняющихся условиях наличие жестких пятилетних планов сделает ее неповоротливой и неспособной реагировать на внешние вызовы и кризисы.

И все же стратегическое планирование не чуждо рыночной экономике. Вопрос лишь в том, на каком уровне оно осуществляется. Так, оно достаточно эффективно на уровне корпораций. Крупные мировые компании затрачивают огромные средства на разработку долго- и среднесрочных стратегий. Планы строятся на основе моделировании рыночной ситуации, разработки, вывода на рынок и продвижения новых услуг и продукции.

Однако все это неосуществимо на государственном уровне. В рыночной экономике государство не может директивно заставить бизнес производить ту или иную продукцию к конкретному времени и в конкретном количестве, и это исключает возможность формирования каких-либо значимых планов.

Единственное, что оно может и должно планировать, – собственную финансовую, правовую, налоговую и таможенную политику. Тем самым, при грамотном подходе, государство может довольно успешно управлять бизнесом, "подстраивая" его под свои планы. Однако и в этом случае полная аналогия с советской системой пятилетних планов полностью исключена. Хорошим примером невозможности реализации относительно жестких долгосрочных планов стал провал первой идеи удвоения ВВП России. Даже отчаянные попытки удвоения за счет "особенностей счета" не смогли показать чистого результата, и в итоге провал решено было списать на счет кризиса 2008 – 2009 годов.

Впрочем, чрезмерное возбуждение в экспертно-журналистской среде на почве идеи Николая Федорова излишне. Из его слов не следует напрямую, что возглавляемая им структура занимается проектом возрождения практики пятилетних планов. Скорее, речь идет об очередной идее для проекта ОНФ, на сей раз рассчитанной на широкие слои населения. Отсыл к терминологии советских времен наверняка будет иметь успех среди значительной части россиян. Ранее аналогичным образом предпринимательскому сообществу была адресована идея нового удвоения ВВП и создания 25 млн рабочих мест.

Таким образом, речь идет вовсе не о возврате к тому, к чему вернуться невозможно. На повестке дня стоит вопрос формирования относительно свежей идеологии, необходимой ОНФ, "Единой России" и кандидату в президенты на предстоящих выборах. "Я как директор института, которому доверено разработать предвыборную программу Общероссийского народного фронта, осознаю, что ситуация остается непростой, – говорит Николай Федоров. – Однако и внутренние политические оппоненты, и внешние враги нашей страны не могут не признавать, что нынешняя власть успешно гарантирует макроэкономическую стабильность, реализует масштабные проекты социально-экономического развития страны. Все это позволяет нам, гражданам, любящим Россию, рассчитывать на то, что власть будет успешно решать текущие проблемы. Но общие показатели стабильности все меньше удовлетворяют потребности рядовых граждан. Достигаемое воспринимается избирателями как само собой разумеющееся, и они обоснованно требуют большего. "Ножницы" между медленными темпами решения текущих проблем и ожиданиями вызывают в том числе и протестные настроения. Это опасно для правящей партии, и не реагировать на появление таких новых угроз власть не может".

Говорить о том, что предложения бывшего чувашского губернатора приведут к серьезным экономическим изменениям, преждевременно, а то и вовсе бессмысленно. В свое время на всю страну прогремел загадочный "план Путина", благополучно забытый после выборов. То же самое, по всей видимости, ожидает и новый "план", пусть даже пятилетний.

Выбор читателей