Энергодиалог с Китаем выходит России боком

Пекин и Москва в очередной раз "неокончательно" договорились об условиях поставки углеводородов. Обе стороны все тщательно рассчитывают и выверяют – в итоге пострадает только природа




Китай и Россия в очередной раз "неокончательно" договорились об условиях поставки углеводородов. На состоявшемся в Москве седьмом раунде энергодиалога двух стран был решен ценовой спор по нефти (но должок остался) и согласована (в общих чертах) цена будущих поставок газа. Обе стороны все тщательно рассчитывают и выверяют – в итоге пострадает только природа.

Уже не раз из уст высоких руководителей двух стран звучали слова о том, что цена на газ согласована (или почти согласована) и газопровод вот-вот начнут строить (а нефтепровод уже работает). Но потом выяснялось, что разногласия по цене остаются настолько существенными, что дело не может начаться. Даже в случае с уже пущенным в январе нефтепроводом (ответвлением в Китай от трубы "Восточная Сибирь – Тихий океан", ВСТО) произошла накладка.

Согласно договору, подписанному в июне 2009 г., Китай предоставил кредиты "Роснефти" и "Транснефти" на общую сумму в $25 млрд, а российские компании обязались поставлять китайской государственной нефтяной компании CNPC по 15 млн т нефти ежегодно в течение 20 лет. Формула цены на поставляемую в КНР нефть была привязана к рыночным котировкам черного золота в порту Козьмино. Сюда, разумеется, включался и тариф на прокачку нефти по ВСТО: он установлен правительством РФ и составляет 1815 руб. за тонну.

Но поскольку путь до китайской границы существенно ближе, чем до дальневосточного побережья, китайцы просили сделать им скидку. "Транснефть" отказалась, и тогда CNPC весной в одностороннем порядке уменьшила суммы, перечисляемые за российскую нефть. Образовался должок в $250 млн, который российские компании готовы были отстаивать даже в Лондонском арбитраже (такая процедура решения споров оговорена в контракте). Впрочем, до суда дело не дошло: Китай начал погашать (но полностью еще не погасил) задолженность, а российская сторона согласилась на некоторые уступки по величине транспортного тарифа.

С газом все куда сложнее. Переговоры о поставках российского голубого топлива в Китай ведутся с 2004 года. Россия предложила построить два газопровода в Поднебесную: слева и справа от Монголии. Западный маршрут – газопровод "Алтай" – может быть проложен и пущен в эксплуатацию уже к 2015 году. В "Газпроме" уверены, что сырьевая база для этой трубы мощностью 30 млрд кубометров в год найдется. Это месторождения Западной Сибири, на газ которых доселе претендовала только Европа (не считая, конечно, внутренних потребителей). Базовый договор по проекту "Алтай" был подписан в сентябре прошлого года, а в ходе нынешней встречи стороны практически согласовали детали 30-летнего контракта на поставку российского газа (его планируется подписать в ходе визита в Россию председателя КНР Ху Цзиньтао, который должен состояться в середине июня).

Практически, но не окончательно. Есть одна загвоздка: формула цены на газ, как и пять лет назад, остается несогласованной. И хотя, по словам помощника министра иностранных дел КНР Чен Гопина, переговоры в Москве принесли "огромные результаты", пресс-секретарь премьера Путина Дмитрий Песков признает, что цену еще предстоит "досогласовать". А на прошлой неделе представители "Газпрома" сообщали, что стороны согласовали лишь основные параметры формулы цены, и разрыв в предложениях по цене составляет "менее $100".

Не совсем понятно и то, в какой последовательности будут строиться газопроводы. Вице-премьер Игорь Сечин сообщил, что западный маршрут будет реализован первым. В то же время министр энергетики Китая Лю Тенань заявил, что восточное и западное направление будут развиваться параллельно. Возможно, китайская сторона действительно намерена ускорить реализацию обоих проектов, ведь, согласно планам Пекина, доля газа в энергобалансе КНР должна возрасти с нынешних 4% до 10% к 2020 г., что потребует порядка 300 млрд кубометров голубого топлива в год. В таком случае Китай за ценой не постоит, и первый контракт действительно будет подписан в этом месяце.

Тщательно выверяя и отстаивая свои интересы, обе стороны, похоже, оставили за скобками газового уравнения только один фактор – экологическую опасность сооружения трубопровода "Алтай". Предполагаемый маршрут трубы проходит через плато Укок, где находятся ценнейшие памятники археологии и расположен природный парк "Зона покоя Укок", включенный в список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО как часть участка "Золотые горы Алтая". Это плато остается одним из последних мест обитания снежного барса. Кроме того, это культовое место алтайского народа. Экологи и этнографы опасаются, что в результате строительства и последующей эксплуатации газопровода (не говоря уже о возможных авариях) хрупкая экологическая система края будет нарушена, а многие памятники культуры – уничтожены. Российские экологи и ЮНЕСКО не раз предупреждали власти России и Китая, а также нефтегазовые компании о потенциальном вреде стройки на плато Укок, однако их доводы показались Москве и Пекину неубедительными.

Беда в том, что переносить маршрут газопровода некуда: к западу от Монголии российско-китайская граница имеет протяженность всего 50 км – она проходит по высокогорному перевалу Канас, и с российской стороны к ней на всем протяжении примыкает плато Укок. Единственным выходом могла бы стать прокладка трубы по монгольской территории: технически это было бы даже проще. Но ни китайские, ни российские участники соглашения не хотят включать в свое с трудом сбалансированное уравнение еще и интересы Монголии.


Обсудить на Facebook

Как соловей майской ночью: обнародована запись вокала Успенской без фонограммы

В Москве прошел мемориальный "Музыкальный марафон поддержки от звезд "Русского Радио". Он призван поддержать и тех, кого коснулись страшные события 22 марта в "Крокус Сити Холле", и всех жителей страны, вселить в них веру. Любовь Успенская исполнила на марафоне два хита

Выбор читателей