Россия и НАТО принципиально разошлись

Стороны не смогли договориться по проблеме ЕвроПРО. Пока министр обороны Сердюков требует гарантий и точных юридических формулировок, партнеры реализуют свои проекты без оглядки на результаты переговоров


ФОТО: NATO



Разногласия между Россией и НАТО по архитектуре европейской ПРО оказались принципиальными. По словам министра обороны России Анатолия Сердюкова, сторонам так и не удалось договориться по основным вопросам.

После заседания совета Россия-НАТО, состоявшегося в Брюсселе, министр сообщил, что встреча прошла не слишком продуктивно. "К сожалению, пока движения здесь (по проблематике ЕвроПРО) мало. В созданной под эгидой совета Россия-НАТО рабочей группе к настоящему времени удалось согласовать только программу работы на 2011 год. На дискуссии ушло полгода, времени на выполнение плана осталось мало", - сказал Сердюков.

"Мы не договорились по концептуальным подходам", - сказал Сердюков, но тут же добавил: "Наш диалог должен быть продолжен". Именно вопрос ПРО, по его мнению, является ключевым во взаимоотношениях между Россией и Североатлантическим альянсом.

Проблема, по словам министра, заключается в том, что разногласия двух сторон по вопросам облика и архитектуры ЕвроПРО принципиальны, а потому не улаживаются в ходе переговоров. "В первую очередь, - уточнил Сердюков, - речь идет о гарантиях, которые предотвратили бы возможность применения европейской ПРО для перехвата российских межконтинентальных баллистических ракет".

По словам Сердюкова, сейчас коллеги из НАТО предлагают верить на слово, что система ПРО не будет применяться против российских сил ядерного сдерживания. "Однако этого мало", - заявляет министр. По его мнению гарантии должны быть зафиксированы на бумаге "в виде понятных критериев и обязательств, в юридически обязывающей форме. Поэтому российская сторона настаивает на принятии документа, фиксирующего все обязательства сторон.

Российский министр рассказал и о том, что оформление двусторонних договоренностей по ПРО с отдельными странами сейчас продолжается, несмотря на озабоченность России по этим вопросам. Таким образом, переговоры с Россией ведутся сами по себе, а планы реализуются без учета их результатов. "Тенденция налицо", - резюмировал Сердюков. Это, по его мнению, еще раз подчеркивает, что дебаты не могут заменить четкие юридические формулировки, определяющие обязательства государств.

На данный момент даже конечная цель сотрудничества по ЕвроПРО не сформулирована, а политические принципы не согласованы. В случае, если России так и не удастся договориться с НАТО по проекту, придется развивать собственные наступательные ядерные силы, сказал Сердюков и добавил: "Другого пути у нас просто нет, иначе нам придется развивать гонку вооружений".

Тем не менее, российский министр подчеркнул, что Россия не драматизирует ситуацию по проблематике ЕвроПРО и готова к продолжению диалога, как в совете Россия-НАТО, так и на двустороннем уровне. "Подтверждаем готовность принять активное участие в устранении возможных ракетных рисков для Европы, опираясь на предложенную президентом России в Лиссабоне идею секторального подхода", - сказал Сердюков.

НАТО настаивает на том, чтобы в рамках проекта ЕвроПРО были созданы две независимые, но скоординированные системы – российская и натовская. Россия считает необходимым создание единой европейской системы ПРО, в которую были бы включены противоракетные средства стран НАТО и РФ.

Напомним, в начале октября 2010 г. генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен предложил России подключиться к созданию системы общеевропейской системы противоракетной обороны. По его словам, Альянс таким образом демонстрирует Москве, что планы по созданию ядерного щита не угрожают ее интересам. Спустя месяц к предложению Расмуссена присоединилась Германия.

В ходе переговоров с зарубежными коллегами российские эксперты пришли к выводу о необходимости строить систему совместной ПРО по территориальному принципу: то есть страны или группы государств должны отвечать за обнаружение и уничтожение ракет в определенном секторе обороны.

Такой "секторальный подход" к построению ЕвроПРО позволит адекватно и оперативно реагировать на существующие и перспективные ракетные угрозы, уверяют в российском оборонном ведомстве. В этом случае за Россией закреплялся бы "восточный" сектор, который включал бы часть территорий сопредельных государств и морских акваторий.

Выбор читателей