Столичное метро отдадут на откуп частникам

Согласно новому законопроекту Минтранса, предприятия подземки могут встать на коммерческие рельсы. Вкладывая колоссальные средства в строительство линий метро, частные компании смогут отбить их за счет продажи билетов


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Согласно новому законопроекту Минтранса о метрополитене и внеуличном транспорте, предприятия подземки могут встать на коммерческие рельсы. Для этого частным компаниям будет достаточно получить в управление соответствующую инфраструктуру. Первым таким проектом может стать монорельсовая линия "Крокус", которая протянется от станции метро "Орехово" до ТРК "Vegas", а в дальнейшем концессионерам могут отдавать целые ветки метро.

Законопроект призван восполнить пробелы в правовом регулировании метрополитена на фоне активного развития этого вида транспорта, информирует "КоммерсантЪ". Авторы документа указывают, что на сегодняшний день метро не попадает ни в существующие законодательные акты о городском пассажирском транспорте, ни в нормативно-правовую базу железнодорожного транспорта. Представители Минтранса сетуют на то, что в законодательстве отсутствует даже определение понятия "метрополитен", а регулирование вопросов, связанных с метро, в каждом субъекте федерации осуществляется по-разному.

Новый закон предполагает, что предоставлять транспортные услуги под землей сможет любая организация, располагающая необходимой инфраструктурой, поездами и штатом работников. А по согласованию сторон, оплата проезда может быть потрачена на инвестиционные цели. Как подчеркивает издание, законодательство таким образом определяет возможность для частных компаний внедриться на рынок услуг метрополитена.

Как сообщили журналистам в столичном правительстве, Москва уже сейчас рассматривает возможность о передать инвесторам строительство станций метро, которые должны быть возведены в 2014 - 2015 годах. В частности, предпринимателям могут поручить строительство новой ветки, которая должна соединить станции метро "Савеловская", "Динамо", "Полежаевская" и "Деловой центр".

Источник уточнил, что с потенциальными инвесторами планируется подписать концессионные соглашения. В то же время на рынке, где уже прошла информация о планах московских властей, к этой идее относятся с долей скепсиса. "Стоимость строительства километра метро в Москве составляет около €20 миллионов - €30 миллионов, - пояснил источник в транспортной отрасли. - Чтобы окупить такие затраты, понадобится лет сто".

С участниками рынка сходятся во мнении и отраслевые эксперты. Положительно оценив изменения в законодательстве, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин в то же время усомнился в том, что частные компании ринутся в развитие метро. "Привлечение частных инвестиций в эту сферу еще менее вероятно, чем в платные дороги", - сказал специалист, подчеркнув отсутствие в России успешных проектов в области инфраструктуры общественного транспорта без участия госструктур или госбанков.

И все же один такой проект получил одобрение правительства Москвы еще в апреле. Речь идет о строительстве за счет ЗАО "Крокус" монорельсовой дороги протяженностью 4 км от станции метро "Орехово" до ТРК Vegas, находящегося на пересечении Каширского шоссе и 24-го км МКАД. Новый закон открывает возможность инвесторам вернуть свои вложения не только за счет косвенных доходов (от увеличения притока посетителей в торговые центры компании), но и за счет прямых доходов от продажи билетов.

Неделей ранее стало известно, что столичное руководство намерено вложить существенные средства в строительство подземки. "За предыдущие 20 лет было построено 75 километров метро. Теперь поставлена задача - построить 75 километров за пять лет", - сообщил главный архитектор Москвы Александр Кузьмин на пресс-конференции, прошедшей в Москве 9 июня. - Сейчас все упирается в проектировщиков - они просто не успевают так быстро разрабатывать проекты для новых линий метрополитена. Причем строить метро теперь будут не только для москвичей, но и для жителей Подмосковья".

А в начале июня мэр Москвы Сергей Собянин анонсировал, что к 2030 г. протяженность Московского метрополитена вырастет на 300 километров. Не позднее 2014 г. будет введен в эксплуатацию перегон "Марьина Роща" - "Селигерская" длиной 10,5 км с шестью станциями, а в планах метростроевцев на 2014 - 2017 гг. значится продление Замоскворецкой линии и строительство Третьего пересадочного контура в удалении на одну - две станции от Кольцевой линии.

Выбор читателей