Приняты новые правила техосмотра

Те, кто покупает по машине каждые три года, будут полностью освобождены от этой процедуры. А все остальные отправятся в коммерческие центры с новыми расценками и заплатят в два-четыре раза дороже


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Сегодня Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон о техосмотре. Обязательный осмотр автомобилей теперь перешел из ведения МВД коммерческим техцентрам, для новых автомобилей эта процедура отменена вовсе, а страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) теперь можно получить только после прохождения ТО.

Пока, в ближайшие два года, автомобилисты еще смогут выбрать: проходить техосмотр или на действующих станциях ТО за 700 руб., или в новых техцентрах. Как ожидается, плата в последних будет в два - три раза выше.

Законопроект о передаче функции техосмотра от ГИБДД коммерческим структурам в первом чтении Госдума приняла еще в начале июля 2010 года. И только спустя год был согласован окончательный текст документа. В итоге новый закон был принят 317-ю голосами против 59, один депутат воздержался.

Новые автомобили, прослужившие до трех лет с года выпуска, проходить техосмотр теперь не будут. Если же машине от трех до семи лет, эту процедуру придется проходить раз в два года. Но если автомобиль еще старше, водитель обязан отдавать его на осмотр ежегодно. Каждые полгода проходить техосмотр будут такси, автобусы и маршрутки - то есть те, кто занимается перевозкой пассажиров.

Новый закон позволяет также не быть привязанным к региону или муниципальному образованию: теперь автовладельцы смогут при прохождении ТО обратиться в любой техцентр страны. Заключить договор ОСАГО теперь можно будет только предъявив талон техосмотра. Проверять на дороге автоинспекторы будут только наличие полиса страхования, ведь он станет свидетельством прохождения ТО. А штраф за управление автомобилем, не прошедшим осмотр, сохранится только для водителей такси, автобусов и маршруток.

По новым правилам проводить техосмотр будут специальные операторы. Такие техцентры начнут появляться в стране с начала следующего года. Российский союз автостраховщиков (РСА) займется их аккредитацией, а ее правила установит Минэкономразвития.

Пока остановлен переходный период с 2012 по 2014 гг., когда функционировать будут и старые и новые пункты техосмотра. На это время цены в пунктах при ГИБДД останутся прежними, а коммерческие операторы за техосмотр по "новым правилам" будут брать и плату по новым тарифам. Глава комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев уверен, что цены на техосмотр, вероятнее всего, поднимутся. В новых центрах она составит 1,5 - 3 тыс. руб. вместо нынешних 690 руб. (стоимость осмотра легкового автомобиля в Москве). После 2014 г. в стране останутся только коммерческие пункты ТО.

Чтобы цены на техосмотр не выросли слишком значительно, в законе прописано, что предельные тарифы и методику их расчета будет устанавливать Федеральная служба по тарифам. Это ведомство, например, занимается и вопросами цен на железнодорожные билеты.

Новый закон предполагает и создание единой автоматизированной информационной системы техосмотра, с помощью которой будет вестись обязательный учет сведений о результатах проведения ТО. В документе предусмотрен и механизм защиты автомобилистов от злоупотреблений. Например, на любом этапе прохождения осмотра водитель сможет перейти в другой техцентр, если заподозрит, что ему навязывают лишние услуги.

Законодатели впервые предусмотрели ответственность техцентров и водителей за неисправности, которые стали причиной ДТП. В случае, если страховой компании удастся доказать, что ТО был проведен халатно и это стало причиной ДТП, то техцентр будет отвечать за такие нарушения.

Полной отмены техосмотра пока быть не может, снова подтвердил Шишкарев. Но, как подчеркнул чиновник, если у человека есть возможность покупать новый автомобиль раз в три года, то он полностью освобождается от необходимости проходить ТО.

О возможной отмене техосмотра или введении моратория первым заговорил президент Дмитрий Медведев. В конце апреля он заявил, что система техосмотра "изжила себя напрочь", и предложил отменить ее или максимально упростить. А на пресс-конференции 18 мая он заявил, что техосмотр нужно вывести "из-под милиции и сделать максимально простым". Например, по мнению президента, его можно совместить с техническим обслуживанием и обязательным заключением договора ОСАГО. Таким образом эта процедура станект достаточно формальной, считает Медведев.

Выбор читателей