9/11 онлайн

Нам еще предстоит увидеть, какие широкие возможности открывает перед "Аль-Каэдой" и ее собратьями западная социализация через Всемирную сеть. Главное, чтобы это не стало такой же неожиданностью, как нетрадиционное использование пассажирского авиатранспорта 10 лет назад


ФОТО: ИТАР-ТАСС



"Где лучше всего спрятать лист? - В лесу". С этой цитатой из Честертона последователи милитантного ислама скорее всего не знакомы, потому что главным героем процитированного произведения является католический священник. Но идея, которую эта цитата иллюстрирует, им безусловно известна.

Именно поэтому сторонники радикального ислама, несмотря на отрицание любых кяфирских идеологически вредных новшеств, облюбовали в последнее время Facebook - место, где люди находят старых и новых друзей и могут объединяться по принципу общих хобби и интересов. Среди миллионов сообществ любителей чего угодно, включая пение в душе, легко затеряться группам с гораздо менее пасторальными увлечениями.

Вообще, конечно, пропаганда ненависти и насилия, как и расизма, запрещены правилами Facebook и группы соответствующей направленности будут удалены: при условии, что кто-то сообщит об их существовании, продемонстрирует то, что они действительно занимаются тем, чего делать нельзя, и администрации ресурса будет не лень удалить страницу. Создать новую на эту же тему и собрать прежний (и даже расширившийся) круг поклонников можно гораздо быстрее. Особенно с учетом того фактора, что общаться участники могут на любом языке. Не так много немусульман свободно владеют арабским, урду, пушту и другими языками, на которых ведут диалог боевики.

Но это не единственная причина перехода в Facebook. Большинство исламистских форумов и сайтов постоянно мониторятся западными спецслужбами. В Facebook это делать сложнее - поисковая система его не настолько удобна. Кроме того, существует еще одна проблема: Facebook был прославлен как ключевой инструмент повстанцев "Арабской весны" и пойди разберись, кто именно пишет тот или иной призыв к активным действиям или передает, скажем, координаты встречи - нехороший исламист или демократический борец за освобождение, скажем, Ливии от упрямого полковника Каддафи? Как показал опыт этой африканской страны, "Аль-Каэда" она бывает разная, где полезная, а где и не очень. Вот закроется, например, по указанию ЦРУ какая-нибудь страничка, а потом опять Муаммар отобьет еще какую-то Мисурату, так как ее защитники не узнали, где собираться надо было...

Ну это, конечно, утрирование. Ведь сетевая социализация может идти разными путями, и не всегда для успешной коммуникации удобно пользоваться чатом Facebook: для мгновенной коммуникации гораздо удобнее Twitter с его короткими сообщениями, хэштэгами и системой подписок.

Дополнительным плюсом этих методов социализации является то, что у них есть аппликации для самых разных видов мобильных средств связи. Больше не нужно сидеть за компьютером в ожидании сигнала: получить команду и ответить на нее или насладиться очередным видео, призывающим убивать неверных можно на ходу, не отрываясь от модного смартофона. Который можно приобрести или увести гораздо быстрее, чем, скажем, ноутбук. И уничтожить или выбросить их тоже гораздо проще.

"Мы призываем принять такую стратегию, которая позволит нам продолжать бороться за наши права и ценности", - призвал недавно пресс-секретарь ХАМАС Сами Абу-Зухри в Twitter. Какой бы потертой от длительного употребления ни выглядела эта фраза, в данном случае она показывает то, что старые трюки можно успешно выполнять и на новом месте: всеобщая увлеченность социальными медиа не обошла стороной даже самую удачливую ветвь "Братьев-мусульман".

Весьма полезным находят Facebook и боевики "Аль-Шабааб" - движения молодых моджахедов в Сомали. Для них это инструмент вербовки новых молодых активистов и сбора пожертвований на разные нужды. Молодежь с бурлящими гормонами хорошо покупается на ссылки на различные видеоролики про "героическую поступь" джихада. Пакистанские "Джаиш е-Мухаммад" и "Лашкар ат-Тойба" тоже не отстают от своих коллег, периодически обмениваясь опытом с афганскими соседями, талибами. Которые, несмотря на свою нелюбовь к современной западной цивилизации, все же четко осознают, какие ее детали полезны для достижения их целей. Кяфиров можно убивать не только взрывчаткой, но и Интернетом...

Нельзя сказать, что эти неожиданные применения Facebook и Twitter остались незамеченными западными структурами безопасности. "Социальные медиаинструменты, такие как Twitter и Facebook, могут быть использованы террористическими группами для того, чтобы расширить свою агентурную сеть и обмениваться информацией в режиме реального времени, позволяя оперативникам действовать быстро, слаженно и организованно", - гласит рапорт американского Congressional Research Service, выпущенный в марте 2011 года и посвященный действиям террористов в Интернете.

Кроме этого, социальные каналы, посвященные деятельности Талибана и "Аль-Каэды", позволяют этим организациям не только радовать своих поклонников победами, но и находить и вербовать новых - как из числа людей, колеблющихся в своих симпатиях, так и из числа "одиноких волков", которые не принадлежат ни к какой организованной структуре. Согласно рапорту, представленному Конгрессу, структура социальных медиа как нельзя лучше подходит для поддержки такого рода террористических организаций, объединенных лишь одной идеологической целью - уничтожение неверных, поскольку в обоих случаях очень много строится на децентрализованности и быстром обмене информацией. Как показали успешные для террористических организаций революции "Арабской весны", социальные медиа работают не только на любителей вышивок и феншуя с мангой. Нам еще предстоит увидеть, вероятно, какие по-настоящему широкие возможности открывает перед "Аль-Каэдой" и ее собратьями западная социализация через Всемирную сеть. Главное, чтобы это не стало для нас всех такой же неожиданностью, как стало нетрадиционное использование пассажирского авиатранспорта 10 лет назад...


Обсудить на Facebook

Выбор читателей