Почему разбился Ту-134. Версии экспертов

Трагедия могла произойти из-за проблем с электричеством, плохих погодных условий или человеческого фактора, предполагают эксперты. Следственная группа не исключает ни одной из версий крушения под Петрозаводском


ФОТО: ИТАР-ТАСС



В настоящий момент изучаются все возможные версии причин катастрофы Ту-134 под Петрозаводском. Среди них - ошибка экипажа или наземных служб, неисправность техники и другие.

Трагедия произошла накануне в 23:40. При заходе на посадку самолет совершил жесткую посадку на автомагистраль, не долетев 700 м до взлетно-посадочной полосы. Машина пробороздила около 150 м лесной опушки и остановилась всего лишь в 20 м от домов строящегося дачного поселка. Фюзеляж самолета развалился, на борту начался пожар. В результате крушения погибли 44 человека, выжили всего восемь. Все они госпитализированы и находятся в крайне тяжелом состоянии.

Сейчас аэропорт Петрозаводска закрыт, место ЧП оцеплено, а движение автомобильного транспорта организовано по обходным путям. На месте крушения самолета работают девять пожарных расчетов, 14 экипажей "скорой помощи", оперативная группа ГУ МЧС по республике, сотрудники Следственного комитета, прокуратуры и полиции. К месту аварии также вылетели замминистра транспорта Валерий Окулов и глава Росавиации Александр Нерадько.

По распоряжению министра транспорта РФ Игоря Левитина создана рабочая группа по расследованию инцидента, в которую вошли представители Ространснадзора и Росавиации. Как сообщили в пресс-службе МАК корреспонденту "Yтра", на месте происшествия уже "нашли два черных ящика, но пока рано давать какие-либо комментарии".

В качестве одной из наиболее вероятных причин катастрофы рассматриваются сложнейшие погодные условия. Первыми на это указали представители Росавиации, комментирующие катастрофу. "Во время подлета Ту-134 к Петрозаводску сложились неблагоприятные погодные условия", - подтвердил генеральный директор аэропорта Петрозаводска Алексей Кузьмицкий. В правоохранительных органах Карелии сообщили, что над окрестностями Петрозаводска в момент посадки самолета навис туман.

Также ранее было озвучено, что самолет мог разбиться из-за отсутствия подсветки на взлетно-посадочной полосе. По словам зампредседателя Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Алексея Морозова, не исключено, что он сам ее отключил, сбив линии электропередач перед крушением. Администрация карельского аэропорта также подтвердила, что проблемы с электричеством были, и потушенные сигналы на взлетно-посадочной полосе могли стать причиной жесткой посадки самолета, даже несмотря на то что они были потушены лишь на пять секунд. По словам представителей аэропорта, при заходе на посадку из-за сильного тумана авиаборт отклонился от курса и не смог сориентироваться по местонахождению взлетно-посадочной полосы. Диспетчер велел экипажу заходить на второй круг, однако в это время самолет уже задел ЛЭП, полностью обесточив полосу.

Однако позже представитель государственного комитета республики по обеспечению жизнедеятельности и безопасности сообщил, что в зоне авиакатастрофы в Карелии не было ЛЭП, которые мог задеть самолет.

Эксперты не исключают, что причиной трагедии мог стать и человеческий фактор. Следователи во вторник утром начали допрос диспетчера Сергея Шматко, который сажал самолет.

Причиной трагедии могла стать и ошибка экипажа, однако, как отмечают эксперты, это маловероятно. "Ту-134 – старенький самолет, но достаточно надежный. Он скоростной, на большой скорости садится, но уйти на второй круг может даже с очень небольшой высоты, до 60 метров. Существует четко прописанный регламент действий в подобных ситуациях. В случае потери питания в аэропорту диспетчер, который ведет самолет до конца, должен немедленно дать команду борту уйти на второй круг, это основа безопасности. Но окончательное решение, как действовать, принимает экипаж. Штурман спрашивает: "Решение?" Командир говорит: "Садимся". Или: "Уходим на второй круг". В такой ситуации, я думаю, если бы не форс-мажор, пилоты не стали бы садиться. Самоубийц я в гражданской авиации не видел, любой пилот охраняет свою жизнь, и жизнь пассажиров", - рассказал красноярский пилот Владимир Булгаков, который много лет отлетал именно на Ту-134.

Что касается технических нюансов, то в компании "РусЭйр", которой принадлежал разбившийся самолет, утверждают, что лайнер перед вылетом из Москвы был исправен и обладал достаточным запасом топлива, чтобы уйти на запасной аэродром. В "Домодедово", откуда вылетел Ту-134, следователи изъяли для изучения соответствующую документацию, а также взяли образцы топлива, которым был заправлен упавший лайнер.

Известно, что разбившийся Ту-134 перед вылетом из Москвы был заменен. "Руслайн" планировал выполнять рейс на самолете Bombardier CRJ-100/200 в компоновке 50 кресел. Но из-за всплеска пассажиропотока на линии Москва — Петрозаводск, количество мест было увеличено до 66-ти.

Упавший самолет был введен в эксплуатацию 31 год назад - 7 мая 1980 г., его налет - 40 тыс. часов. Лайнер был изготовлен Харьковским государственным авиационным производственным предприятием (ХГАПП). Первые четыре года борт принадлежал "Аэрофлоту" и летал в 235-м отдельном правительственном отряде, затем девять лет в северо-кавказском управлении гражданской авиации. С 1993 г. по 2000 г. самолет находился в эксплуатации "Авиалиний Татарстана". С 2009 г. по март 2011 г. борт находился на хранении, предположительно, в Казани, а с марта эксплуатировался авиакомпанией "РусЭйр".

По показателям надежности, Ту-134 зарекомендовал себя как фактически безотказная модель. Согласно данным "Аэрофлота", который использовал более 600 бортов Ту-134, за все время не было зафиксировано ни одной катастрофы с этими самолетами.

Выбор читателей