Бумажные самолеты не летают в Ле Бурже

Даже присутствие Путина на международном авиасалоне не влияет на количество контрактов, подписанных российскими фирмами. Уже давно ясно, что новых гражданских и военных самолетов Россия не производит, а бумажные проекты никто не купит




Между европейским авиаконцерном Airbus и американским авиационным монстром Boeing уже много лет идет жесткая конкурентная война. Конкуренты не брезговали и не брезгуют никакими методами и действиями. И вот в эту свару на 49-м аэрокосмическом салоне Ле Бурже была вовлечена российская национальная авиакомпания "Аэрофлот", представители которой подвергли резкой критике Airbus, обвинив его почти во всех смертных грехах, начиная со срыва сроков поставки новых самолетов и кончая невозможностью предоставления льготных цен на поставляемые лайнеры.

Этот демарш российской стороны был очень удивительным, если учесть что в авиапарк "Аэрофлота" входит 80% самолетов европейского авиапроизводителя. Однако ларчик просто открывался: Boeing элементарно подсидел своего конкурента. Американский концерн подписал с "Аэрофлотом" на авиасалоне Ле Бурже-2011 контракт стоимостью $1,15 млрд на покупку восьми "Боингов 777-300" с 50%-й скидкой по отношению к каталожной цене.

Вообще Airbus не везет на этом салоне. Гордость европейского авиаконцерна - гигантский лайнер А-380 - повредил крыло в результате столкновения со зданием аэропорта и не смог принять участие в показательных полетах. Проект нового сверхзвукового самолета Zero Emission Hypersonic Transportation, представленный Airbus, вызвал неоднозначные отзывы экспертов. Уж очень сильно он напоминает разработанные 20 лет назад проекты гиперсоников "Зенгер" и "Гермес". Да и применение на нем биотоплива тоже весьма сомнительно.

Что же касается подписанных контрактов, то и здесь на старте Boeing обошел европейских конкурентов. В ходе первого дня авиасалона он заключил сделок более чем на $8 млрд, Airbus на - $2,8 миллиарда. Правда, на второй день европейский производитель гражданской авиатехники Airbus договорился продать различным авиакомпаниям 367 самолетов. А Boeing, в свою очередь, подписал с ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" контракт на поставку 40 самолетов "Боинг 737-800" и "Боинг 737-900" на сумму $3,3 миллиарда. При этом Boeing может дать, и, скорее всего, даст, UTair скидку в 25%.

Что же касается России, то крупных контрактов на салоне она не заключила. Отечественные чиновники утверждают, что они наверстают упущенное на МАКС-2011, который пройдет в августе в подмосковном Жуковском. Тем не менее компания "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) заключила договор с индонезийским региональным авиаперевозчиком SKY AVIATION на поставку 12 самолетов "СухойСуперДжет-100" в базовой конфигурации. Он оценивается в $379,2 миллиона. Поставка лайнеров запланирована в период с 2012 до 2015 года.

Итальянская авиакомпания Blue Panorama планирует приобретение восьми самолетов Sukhoi Superjet 100 с опционом еще на четыре машины. Стоимость заказа составляет $370 миллионов. Поставки заказанных самолетов SSJ100/95B планируется начать в конце 2012 года. Будут ли выполнены эти контракты? Весьма маловероятно. ГСС никак не может выполнить поставку SuperJet "Аэрофлоту", а индонезийская и итальянская авиакомпании настолько малы (у индонезийцев эксплуатируется всего шесть самолетов, у итальянцев парк состоит из 12 среднемагистральных лайнеров), что не понятно, откуда они возьмут средства на покупку российских самолетов. Кроме того, индонезийцы и итальянцы могут отказаться от выполнения этого контракта, как это ранее сделали итальянская авиакомпания Alitalia, в конце концов, остановившейся на самолетах Embraer, и Казахстан в лице национального перевозчика Air Astana, который предпочел тот же Embraer-190.

Что же касается другого российского проекта МС-21, представленного на салоне, то все утверждения государственных чиновников о том, что Россия сможет стать третьим игроком на рынке гражданской авиации к 2025 г., после Boeing и Airbus, с выходом в эксплуатацию среднемагистрального самолета МС-21, также безосновательны. Такое произойдет, только если бразильский Embraer, канадский Bombardier, китайский COMAC и те же Airbus и Boeing вообще перестанут строить самолеты. Да, по утверждению отечественных чиновников российским МС-21 якобы заинтересовались такие крупные западные авиакомпании как Luftgansa, AirFrance KLM и Delta. Но интерес к делу не пришьешь, а покупать кота в мешке ни одна здравомыслящая компания не будет.

Представляют определенный интерес дебаты вокруг российского самолета-амфибии Бе-200. На салоне представители французских авиационных властей вручили ТАНТК им. Г.М. Бериева разрешение на проведение самолетом-амфибией Бе-200ЧС "экспериментальных и противопожарных полетов на территории Франции". Это означает, что наш самолет может и будет тушить пожары в этой стране. Наверное, чиновники не знают, что и в России леса тоже горят.

Необыкновенный ажиотаж среди СМИ вызвал визит на салон премьер-министра РФ Владимира Путина. Сотни журналистов бежали за маленьким паровозом с тремя вагончиками, в одном из которых сидел Путин и сопровождающие его лица. Удивительно, что никого не задавили. Говорят, что даже визит на салон президента Франции Саркози не вызвал такого волнения. Глава правительства осмотрел российские стенды, обсудил с руководством "Боинга" вопросы расширения поставок российского титана в США, а потом наблюдал за полетами.

Но даже визит Путина не повлиял на количество контрактов, подписанных на салоне нашими фирмами. Уже давно ясно, что новых гражданских и военных самолетов Россия не производит, а бумажные проекты никто не купит.

Выбор читателей