Запретный плод Русского Севера

Туристы не желают постоянно ездить в одни и те же хорошо знакомые места, им подавай новые неизведанные маршруты. Таковых на Земле осталось немного, а самым загадочным по-прежнему является Арктика


ФОТО: BarentsObserver



Несмотря на множество проблем арктического туризма - как финансового, так и политического характера, - этот вид отдыха все равно набирает популярность. Что же мешает Арктике стать туристической Меккой? В прошлом году почти миллиард людей на планете так или иначе путешествовали, но лишь малая доля из них в качестве отдыха выбрала поездки на нетронутую прогрессом Землю Франца-Иосифа, отправилась в круиз вдоль берегов Чукотки, Сахалина или Камчатки. Рыбалка или охота в арктических широтах конечно никак не может считаться массовым развлечением, но туристы не желают постоянно ездить в одни и те же хорошо знакомые места. Им подавай новые неизведанные маршруты. А таковых на Земле осталось не так уж много, и самым неизведанным по-прежнему остается Арктика. Но...

Несмотря на огромный интерес туристов к полярным широтам, для поездок туда есть масса препятствий. Суровый климат и труднодоступность многих территорий из списка причин можно сразу отбросить, ведь ради этого туристы и стремятся в Арктику. Но вот высококачественный сервис, доступная перевозка являются проблемой. До сих пор добраться на Русский Север относительно легко можно было лишь из Архангельской и Мурманской областей. Оттуда постоянно совершают регулярные рейсы несколько авиакомпаний. И если на этих маршрутах даже появился лоукостер, то из многих регионов России, не говоря уже о зарубежье, добраться до Арктики можно лишь на личном авиатранспорте.

Поэтому на север путешествуют или группы из ближайших регионов, или крайне непритязательные самостоятельные путешественники-энтузиасты. Большинство людей, мечтающих о приключениях в полярных широтах, естественно отпугивает цена вопроса. Понятно, что туры с проживанием на ледоколах должны влетать в копеечку. Сейчас стоимость туристического дня на Чукотке, в Карелии, в Якутске иногда достигает 12 тыс. руб., что в сумме с перелетом, цена на который колеблется от 20 до 70 тыс., дает отпугивающую общую сумму тура в 80 - 150 тыс. рублей.

Одним из тормозящих развитие арктического туризма факторов является междоусобицы полярных регионов, которым, по мнению экспертов туристического бизнеса, следовало бы наоборот действовать сообща. Небольшим регионам трудно продвигать себя в одиночку, а в некоторых районах на данный момент и вовсе отсутствует внятная стратегия развития туризма. Во времена советской власти в полярных областях существовало множество туристических маршрутов, которые сейчас сильно запущены. Фарватеры рек не чищены годами (некоторые даже начали менять русло), судоходность – нулевая, и при всем при этом огромный интерес западных туристов к путешествиям на закрытые морские и космические объекты попадает под жесткий отпор властей и рассматривается чуть ли не как наглый шпионаж. Хотя во всем мире находят возможность показывать туристам космодромы и прочие индустриальные достопримечательности, зарабатывая на этом сотни миллионов.

И, конечно же, огромное количество возможных доходов страна теряет по причине несовершенства контрольно-пропускной системы на границах. Только за прошлый год в Архангельск не попали пять крупных круизных судов из-за того, что в городе нет оборудованной пристани, а на проверку документов и таможенный досмотр уходит несколько часов. Регулярные просьбы туроператоров по северу об упрощении допуска иностранных туристов в арктические регионы смягчить сердца чиновников Минобороны РФ пока не в состоянии.

Материал предоставлен газетой Travel Daily

Выбор читателей