Пять тайн затонувшей "Булгарии"

В истории с крушением теплохода на Волге, операция по подъему которого продолжается, осталось немало странностей. Специалисты не могут понять, была ли пробоина в корпусе, откуда взялось топливо в воде, почему так сильно пострадал машинный отсек


ФОТО: ИТАР-ТАСС



На Волге продолжается операция по подъему затонувшего теплохода "Булгария". Когда судно приведут в док, специалисты смогут установить истинные причины трагедии. Пока в истории с гибелью теплохода остается много вопросов. Их как минимум пять: была ли пробоина в корпусе судна, откуда взялось вылившееся в воду топливо, почему так сильно пострадал машинный отсек, как в него попала вода и почему пропало электричество.

По рассказам выживших пассажиров, перед тем как теплоход ушел под воду, они почувствовали мощный толчок. "Булгария" могла столкнуться с каким-то объектом, плывшим по реке. Возможно, это было крупное бревно, которое способно продырявить старый корпус судна.

Спасенные пассажиры и члены экипажа были вымазаны топливом, некоторые попали в больницу с отравлением соляркой. Причины этого пока не известны. Как предположил один из волжских капитанов, это было не топливо, а технологическая смесь, которая имеется на каждом судне и периодически сдается на очистительную станцию.

По словам обследовавших судно водолазов, машинный отсек был весь раскурочен, как будто там произошел взрыв. Возможно, его повредил оторвавшийся от дряхлости гребной винт, который мог также пробить корпус.

Четвертая и пятая загадки взаимосвязаны между собой. Не понятно, почему на судне перед крушением отключилось электричество. По мнению специалистов, это произошло из-за того, что вода попала в машинное отделение. Как она там оказалась, тоже еще предстоит выяснить. Возможно, не был задраен технологический люк, через который извлекают двигатель.

"Отключение электричества и почти мгновенное затопление корабля означает, что вода попала в машинное отделение, где располагается генератор. Следовательно, к открытым иллюминаторам, вероятно, добавился незадраенный по головотяпству технологический люк в борту, который служит для извлечения двигателя", - цитируют "Известия" профессора Московской государственной академии речного транспорта Василия Амелина.

Подготовка к подъему "Булгарии" началась 17 июля. Во время подготовительных работ оборвался один из тросов, которые водолазы закрепили на днище. Судно устояло в прежнем положении, но на его выравнивание уйдет дополнительное время.

"Ничего страшного вчера не произошло. Трос просто зажало и перерезало, но такое случается при проведении таких операций. Мы могли начать поднимать судно в том положении, в котором оно сейчас, но решили все-таки его выпрямить, поставить на ровный киль", - рассказал замминистра транспорта России Виктор Олерский.

Он также пообещал, что собравшимся на месте крушения теплохода журналистам покажут, как будут поднимать затонувшее судно. "В момент поднятия судна, вероятно, журналисты будут на берегу, но их, возможно, все-таки организуют, чтобы могли посмотреть сам процесс", - сообщил Олерский. По его словам, подъем начнется сегодня вечером.

Ранее планировалось, что процесс подъема "Булгарии" стартует с утра и займет несколько часов. Вечером 17 июля к месту крушения подогнали теплоход "Прибой". Когда он отошел, над местом, где затонула "Булгария", стали видны две шлюпки. Одна из них практически лежит на поверхности воды килем кверху, у второй виднеется лишь нос.

Водолазы продолжают обследовать речное дно, но больше никого там не нашли. К настоящему моменту найдены и опознаны тела 114 погибших при крушении, еще 15 человек по-прежнему считаются пропавшими без вести. Район поиска в акватории Куйбышевского водохранилища, на береговой линии и на островах расширен до 200 километров. "Поиск не прекращается – на воде, на суше, под водой", – заявил глава Минтранса Игорь Левитин по окончании заседания правительственной комиссии в оперативном штабе.

Тем временем выясняются все новые подробности гибели "Булгарии". Оказывается, основной двигатель теплохода был неисправен с 6 июля. Кроме того, перед последним плаванием судно заправили некачественным топливом - оно было сильно разбавлено водой, рассказал "Комсомольской правде" матрос Вячеслав Колосов.

Члены экипажа уверены, что одну из главных ролей в трагедии сыграли открытые иллюминаторы. "Да, они у всех были открыты. Теплоход как пылесос заглатывал воду, моментально все помещения были заполнены водой. Если бы у пассажиров были закрыты иллюминаторы, то трагедии бы не произошло, это точно. Мы бы спокойно поставили корабль носом по ветру, как полагается. И нормально выровнялись бы... Если бы кондиционеры были, пассажиры бы не стали открывать иллюминаторы", - говорит Алена Лебедева, работавшая на судне поваром команды.

Информацию о том, что на судне были заварены запасные выходы, она назвала бредом. Также Лебедева опровергла утверждения, что в момент трагедии многие члены экипажа были пьяны. По ее словам, последний раз они с коллегами употребляли алкоголь 6 июля - в День речника: "На 23 человека было семь бутылок водки, это немного. А так выпивать у нас было запрещено".

Как бы то ни было, пока все версии сходятся в одном – более ста человеческих жизней загубила жадность. Директор "Аргоречтура", компании-арендатора судна, Светлана Инякина экономила на всем. Именно она отправила теплоход в Казань в грозу. "Из Булгара мы вообще не хотели выходить. Такая погода была, что плыть было очень рискованно. Но приказ возвращаться в Казань нашему капитану дала Инякина. Она не хотела тратиться на автобусы и питание для туристов", – рассказал матрос Колосов.

Напомним, Светлана Инякина и старший эксперт камского филиала российского речного регистра Якова Ивашова на прошлой неделе были арестованы. Им грозит до десяти лет лишения свободы по ч.3 ст.238 УК РФ ("Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности").

Читайте также
  • РИА "Новости"

Выбор читателей