Средний класс решил, что дети – это круто

В столице бэби-бум наблюдается сегодня в основном в среднем классе. До России, наконец, дошла тенденция, которой в развитых странах не одно десятилетие: детей встроили в потребительский культ


ФОТО: ИТАР-ТАСС



"Мне скоро сорок, так что третьего рожать надо прямо сейчас. Да и на работе пока могу передать часть дел заместителю", – объясняет свое решение коллега – главред нишевого издания. Другой мой коллега ничего не объясняет – у него уже трое детей. А у бывшей сокурсницы – четверо. "Если уж я от первого мужа родила двоих, то от второго, любимого, никак нельзя меньше", – смеется она.

О том, что в России стало несколько лучше с рождаемостью, статистика начала говорить еще несколько лет назад. Но статистике у нас не принято верить, поэтому разговоры о вымирании нации продолжались.

Зато я горжусь тем, что первая среди знакомых предсказала быстрый выход России из острой фазы кризиса. "Ребята, оглянитесь, вокруг полно беременных, – объясняла я. – Значит, люди верят в лучшее будущее. А кризис, как известно, в головах". Помнится, над моим объяснением потешались и объясняли, что беременют в кризис, чтобы не сократили. А я возражала, что при малых детках люди редко опускают руки, так что новоявленные родители поневоле вытянут себя и экономику из болота. Ну и кто оказался прав?

Однако чего не заметила не только дальнозоркая статистика, но и близорукая я – в столице бэби-бум наблюдается сегодня в основном в среднем классе. Помнится, когда многодетными стали крупные российские бизнесмены, многие ворчали, что олигархам, мол, легко: у них денег куры не клюют, их женам десять нянек помогают. Но вот главред крупного делового СМИ стала мамой во второй раз практически без отрыва от работы. Вот крупная бизнесвумен родила чуть ли не у рабочего стола третьего. Рожают детей журналистки и верстальщицы, фотографы и главбухи, менеджеры среднего звена и консультанты. В большинстве своем они не пользуются услугами бабушек, не прерывают карьеры и совершенно не жалуются на трудности.

В чем тут дело?

Ну, немалую роль, конечно, играет обилие в Москве и окрестностях гастарбайтеров. Классическая нянечка по карману, пожалуй, только олигарху. А нянечка с просторов СНГ берет недорого, а если с проживанием, то и вовсе копейки.

Свою роль играет и развитие новых форм занятости. Фриланс, ранее характерный лишь для творческих профессий, все чаще применяется и в классическом менеджменте в виде проектной работы: собирается команда профессионалов, которая предлагает услуги тем компаниям, которым не по карману нанять их на штатную работу. Можно таким образом сформировать и юридический отдел, и бухгалтерию, и даже отдел маркетинга или продаж. А обжегшись в кризис на аренде офисов, работодатели все более благосклонно смотрят на дистанционную работу сотрудников. В результате, сегодня не составляет труда найти работу со свободным графиком или вовсе без посещения офиса.

Однако все это – второстепенно. Главное, средний класс решил, что дети – это круто. В сущности, до России, наконец, дошла тенденция, которой в развитых странах не одно десятилетие: детей встроили в потребительский культ. Чадолюбие здесь, увы, ни при чем: просто индустрия детских товаров – одна из самых прибыльных, ведь ради детей люди готовы на такие покупки, которых никогда не позволят себе. Плюс естественное бурное развитие ребенка требует от родителей все новых и новых трат: на одежду, на игрушки, на мебель, на тетрадки...

В самом деле, нельзя же всерьез считать, что все эти бомбошки на чепчиках, коляски с применением космических технологий и игрушки, в которых не разберется инженер-конструктор, нужны ребенку, который только вчера научился фокусировать взгляд. Не ошибусь, если скажу, что 90% цены детского товара составляет то, что является предметом гордости, вожделения и умиления для самих родителей: все эти аппликации с забавными мишками, пинетки со свистом, пюре из девяти тропических фруктов и прочее. Дети ко всей этой прелести прилагаются как условие покупки.

То, что современный бэби-бум имеет потребительскую подоплеку, легко доказывается одним довольно известным фактом. Есть у меня знакомый, который полушутя утверждает, что выдаст дочь замуж только за парня, родившегося до 1991 года. "В 1991 году в России появились памперсы", – поясняет он. На Западе они появились гораздо раньше, и сегодня выросло целое поколение мужчин, имеющих проблемы с детородной функцией. Памперсы перегревают малышей, в результате в яичках наступают необратимые изменения – это уже установленный медиками факт. И что, много вы знаете мам, трудолюбиво стирающих пеленки? Вот и на Западе не знают – родители предпочитают сюсюкать с младенцами, обреченными ими на бесплодие, а не бодрствовать ночами ради будущего своих детей.

Только не надо ужасаться. Давайте просто вспомним, что и наши предки рожали детей из вполне прагматичных соображений: рабочие руки, наследники дела и состояния... В конце концов, это никому не мешало любить своих отпрысков. Да и вряд ли мужчина, чья детородная функция пострадала из-за памперсов, согласится поменяться местами со своим сверстником из Африки, умершим от голода. Так что дети как престижный объект в обществе потребления – это еще не самое худшее.

А между тем в среде богатых россиян ширится еще одно распространенное на Западе явление. Они наперегонки начали усыновлять детей. И стоит ли сетовать, если сироты обретут родителей из-за модного поветрия?


Обсудить на Facebook

Выбор читателей